Димитровская родительская суббота

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В Димитровскую родительскую субботу мы молимся о упокоении всех воинов православных, живот на поле брани за веру и Отечество положивших, о всех от века невинно убиенных и о всех прежде почивших отцах и братиях наших. О всех, кто одежды свои убелили в Крови Агнца.

Мир знает, что среди воинов православных и среди невинно убиенных есть немало непрославленных нами, но прославленных Богом святых, и наша молитва: «Со святыми упокой» звучит в этом случае на самом деле уже как свидетельство их прославления. Но тою же молитвой мы молимся и о тех многих, может быть, о большинстве из них, о крещеных, которые хотя кровью своею омыли многие свои отступления от верности крещенским обетам, но не достигли еще той веры, когда все заполняет в нас в последний миг Своею смертью и воскресением Христос. Ибо единственный смысл нашей жизни и смерти — в том, чтобы наша кровь соединилась с Кровью Христовой, и мы сделались способными всегда жить рядом с Богом.

Однако сегодня Церковь дает всем нам, уже завершившим земной путь и еще пребывающим на земле, самую великую надежду. Слово Писания недвусмысленно. Оно утверждает основополагающую истину веры, к которой мы должны постоянно возвращаться: «Бог Спаситель всех человеков хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Чтобы все спаслись! Все! В этом — суть Христова благовестия. Нет воли Божией, чтобы привести людей к смерти, она — в том, чтобы все были живыми. Он пришел не судить мир, но спасти мир. У Бога нет инстинкта мщения, у Него — естественная устремленность к прощению. «Бог есть любовь», — возвещает нам Писание. Он — любовь и милосердие. Он — Спаситель. Он — Податель жизни. Он не хочет смерти. Он не хочет, чтобы кто-то из нас навеки погиб. Он желает спасения всех.

Чтобы ясно показать Свою волю ко спасению всех, Бог послал Своего Сына в мир. Сын Божий ясно являет в мире волю Отца. Он дает нам увидеть, до каких пределов простирается милосердие Отчее. Он отдает Свою жизнь — всю, до последней капли крови — на Кресте, за спасение всех. Крест не есть орудие осуждения, он — источник жизни и блаженства. Он исцеляет человек от его ран, от его греха. Он — путь, ведущий к Богу. Даром Креста, даром смерти Сына Божия на Кресте, жизнь вечная стала доступной для всех. «Когда Я буду вознесен от земли, Я всех привлеку к Себе», — говорит Христос. «Вознесен от земли» означает то, когда Господь будет возведен на Крест и отдаст Свою жизнь на древе. «Я всех привлеку к Себе», — говорит Он. Всех! Не некоторых только. Все будут привлечены.

Бог хочет спасения всех. После Крестной смерти и Воскресения Христос влечет всех к Себе и приводит к Отцу. В этом содержание христианской веры. В это мы веруем. Это нам открыто Самим Богом.

Эти слова Писания обращены не только к святым, но ко всем. Праведные и грешные спасаются Христом. Никто не спасает себя сам. И мы знаем, что Христос пришел прежде всего ко грешникам: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию», — говорит Он (Мф. 9, 12—13). Христос воплотился среди нас и отдает Свою жизнь за всех живущих — за праведников и грешников. Никто не исключен из этого Божественного желания спасти всех. Потому Церковь, верная Своему Господу, молится о всех крещеных, не отрекшихся публично от своей веры, и тем более о тех, кто кровь свою пролил ради защиты других.

«Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков», — пишет апостол Павел своему ученику (1 Тим. 2, 1). Снова это слово «за всех». Никто не должен быть навеки отвергнут. Потому мы должны молиться за всех усопших. За Божественной литургией мы вынимаем частицы только за крещеных, за тех, чьи имена запечатлены именем Пресвятой Троицы. Но святые отцы говорят, что утешение от этого получают даже души некрещеных.

Все доброе, что совершает человек, даже не знающий Бога, есть не что иное как искание им смысла жизни, того подлинного добра, которое есть у Бога. Церковь говорит нам, что искание смысла жизни, которая не завершается здесь, продолжается после смерти. И Божия Матерь «Всех скорбящих Радосте» — всех скорбящих усопших, не сподобившихся рая, там и всех скорбящих о них здесь — не оставляет сегодня никого без утешения. Потому и молимся мы вместе с Церковью небесной, чтобы путь их в вечности был к полноте бытия и всецелому присутствию с ними Бога.

Бог не забывает ничего доброго, что было в нашей жизни на земле, что проявлялось по отношению к другим каждый день, самое неприметное внимание к ним в постоянстве и терпении, нежаление себя в тех случаях, которые проходят у нас незамеченными. Бог не пропускает ничего, и за все воздает сторицей. Таков наш Бог. А здесь речь идет о убиенных воинах, об отдаче жизни за других!

«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», — говорит Христос. Веруем, что молитвами Церкви откроется этим душам благодать Крестной смерти Христа за всех и слава Его Воскресения. Аминь.

протоиерей Александр Шаргунов

5 ноября 2010 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: