«Милостивая»

Слово в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая»

Икона Божией Матери Киккская
Икона Божией Матери Киккская

Много святынь было осквернено и уничтожено в нашем Отечестве после революции 1917 года. Но много было и сохранено всемилостивым Промыслом Божиим. Среди них — чудотворная икона «Милостивая» из Зачатьевского монастыря в Москве. После его разорения в течение нескольких десятилетий она пребывала в храме пророка Илии в Обыденском переулке. Среди разгула безбожия верующим было дано таинственное знамение, что милосердие Божией Матери никогда не отступает от них. Как бы в подтверждение этого в ноябре 1999 года почитаемый образ был торжественно возвращен в возрожденную обитель.

«Милостивая» или «Киккская» икона — одна из самых древних икон Божией Матери, написание которых предание относит к апостолу и евангелисту Луке. Именование «Киккская» она получила от горы Киккос, расположенной на острове Кипр. Лик чудотворной иконы постоянно закрыт пеленой — в знак сокровенного единения Пречистой с Пресвятой Троицей и приобщения Ее непостижимому Божию милосердию. Открывают икону только раз в году во время всеобщего торжественного молебна в чаянии получения от нее сугубой благодати. Благодать и милосердие на церковном языке — тождественные понятия. И хотя Божия Матерь всегда присутствует в жизни верующих Своими дарами, вера в Ее живое присутствие в этой иконе столь велика, что даже в это время монахи не смеют взглянуть на открытый Лик. Это можно сравнить, наверное, с явлением Богородицы преподобному Сергию, когда его ученик, услышав пение ангелов: «Се, Пречистая грядет», пал на свое лицо и в течение всей Ее беседы с его святым наставником не смел поднять головы. Свет милосердия Божией Матери может быть непереносимым для тех, кто не стяжал сугубой благодати.

Апостол Павел называет Бога Отцом милосердия и всякого утешения (2 Кор. 1, 3) за Его бесконечное сострадание и любовь к людям. Это одна из главных тайн Откровения: Бог бесконечно милостив, Он любит всех людей, и особенно тех, кто страдает от самого глубокого несчастья — от греха. С великим разнообразием незабываемых определений и образов Священное Писание повторяет без конца, что милосердие Божие вечно, оно не имеет пределов во времени, не ограничено ни местом, ни пространством, обнимает всех, ибо обращено не к одному только народу, оно широко и глубоко, как нужды человека.

Воплощение Превечного Слова, Сына Божия — доказательство этого Божественного милосердия. Он пришел, чтобы простить, чтобы примирить людей друг с другом и их Творцом. Кроток и смирен сердцем, Он предлагает радость и покой всем скорбящим и обремененным. Апостол Иаков говорит, что Господь весьма милосерд и сострадателен (Иак. 5, 11). В Послании к Евреям апостол Павел свидетельствует, что Господь — милостивый и верный Первосвященник (Евр. 2, 17). Мы можем узнать в Церкви это отношение Бога к человеку, не перестающего прощать и укреплять нас в нашем восхождении к вечному Отечеству, помогающего нам преодолевать наши немощи и скорби этой жизни. Нам дается возможность увидеть Бога рядом с нами, особенно среди страданий, угрожающих самому смыслу и достоинству нашей жизни. Как некогда исцеление Христом прокаженных, слепых, хромых постоянно сопровождалось в Евангелии словами: «Он сжалился над ними», так и теперь. Ибо Христос вчера, сегодня и во веки Тот же. И даром Его, неизменно милосердие Божией Матери.

Милосердие Христово и Божией Матери по отношению ко всем людям, ко всем нам превосходит человеческие меры. Наше спасение находится в руках Божия милосердия. Как больные, слепые и хромые, будем приходить в храмы и умолять Его: «Боже, милостив буди нам грешным!»

Да, Господь являет особенным образом Свое милосердие через Свою Пречистую Матерь. Она не только омывает наши греховные раны и приносит внезапное облегчение. Она совершенно исцеляет нас Своей любовью и дает нам новую жизнь. Нам открывается тайна слов: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». После этого для нас жизненно необходимо, чтобы мы относились к нашим ближним, как к нам Господь. Ибо «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить», — говорит Он (Мф. 7, 2). Мы получим соответственно этой мере, хотя благость Божия превосходит все меры: долгу в пятьдесят динариев — ничтожно малой сумме, отпущенной должнику, — соответствуют десять тысяч талантов — неисчислимое богатство, которым Бог одарит нас. Но если, узнав милость прощения, наше сердце окажется жестоким при виде бед и немощей наших близких, несравненно более трудным и узким станет для нас путь, ведущий на небо. Кто хочет быть помилованным на небе, тот должен быть милостивым в этом мире. И поскольку мы все желаем быть помилованными, надо нам стараться жить так, чтобы милосердие было нашим ходатаем здесь на земле и могло заступиться за нас на небе. Этой заповедью блаженства Господь открывает нам путь к счастью в этой жизни и в жизни будущего века. Она делает нас причастниками блаженства Божией Матери и Самого Бога.

Милосердие — само это слово означает «милостивое сердце», «сердце милующее», как говорил преподобный Исаак Сирин, такое сострадание к бедам других, как если бы это были наши беды. И готовность разделить с ними на деле их трудности — как материальные, так и духовные. Лучше, чем все книги, оно наставляет нас, что подлинное счастье состоит не в том, чтобы брать и обладать, и быть всегда правым в отстаивании своей правды, что бы ни происходило, а в том, чтобы учиться у Господа и Его святых каждодневному и всежизненному милосердию.

Да будет дано и всем нам понять, что блаженнее давать, чем принимать. Сердце сострадательное и милостивое исполнено радости и мира. И эти наши радость и мир распространяются в первую очередь на тех, кто дает нам возможность сделать что-то для них, и через них — для Самого Господа. Блаженный Августин говорит, что милосердие — это бриллиант души, которую оно обогащает и делает прекрасной.

Будем молиться Той, Которая больше всех узнала тайну милосердия Христова. Она знает его цену, Она знает, как оно возвышает человека. Вот почему мы именуем Ее «Милостивой» и Матерью милосердия. И зная бесконечные свидетельства Ее Материнской любви, просим Ее прежде всяких прошений: «Даруй нам благодать и милость узнать, что Ты наша Мать, помоги нам быть Твоими добрыми сыновьями и дочерями, не по имени только братьями и сестрами по отношению друг к другу».

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.