Последнее гонение на христиан будет во всем мире

Слово в день собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

Новомученики и исповедники Российские

Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке.

Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, — достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них — безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в России было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС, секретарь по идеологии А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и великом множестве верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только менее 1500). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом!

Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму — пропаганде греха как нормального явления, — требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

Еще нет в нашей стране открытых гонений, как в 20—30-е годы прошлого века, сто лет назад, но духовная атмосфера в обществе не лучше, как может кому-то показаться. Сказать, что то же неверие, что и в годы так называемого «застоя», тот же дух мира сего господствует в умах и сердцах большинства людей, и особенно молодежи, практически во всех учебных заведениях и СМИ — было бы несправедливо. Мы видим, как нравственная атмосфера во всем мире стремительно ухудшается. Такого торжества духа растления и насилия не было никогда. Достаточно посмотреть, например, что происходит в Америке, Франции, Германии, теперь уже на Украине и в Беларуси. Вспомним и недавнее беснование молодежи в центре Москвы. При этом наш народ вымирает, население России уменьшается год от года — кажется, уже необратимо. А какое место среди этого занимает у нас Церковь? Религия внешне свободна, но она, по замыслу наших врагов, должна стать частным делом, которое не волнует общество в целом, и рассматривается новым поколением как то, что не имеет особенной силы и значения в их жизни. Имя Христово можно свободно произносить, но в отличие от коммунистических лет оно (как на Западе) ассоциируется у слишком многих с религией мертвой обрядности. Или, в лучшем случае, — как способ личного выживания среди общей катастрофы. А далее, когда подлинного сопротивления злу не будет, можно дать Церкви открытый бой. Сейчас в Америке уже запрещено публично говорить: «С Рождеством Христовым!», разрешается говорить только: «С праздником!», точно также как в школах нельзя напоминать о десяти заповедях Божиих — это покушение на свободный выбор личности. Ношение нательных крестиков поверх одежды в большинстве европейских стран преследуется. А недавние события в Сирии и Черногории, связанные с гонением на Церковь! Последнее гонение на христиан будет проходить не в одной стране, а во всем мире. Придет время, когда исполнится слово Христово: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». И большинство, если не все, станут воспринимать христиан как опасных преступников, истребление которых должно быть благом для государства и общества. Это будет хуже смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех окончательно утвердится в мире как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мира, а также тех, кто Христовы, — ради Него.

Мы должны понять, что история мира, история Церкви, жизнь христианских общин и наша личная судьба не может быть исполнена благополучия и покоя. Нормально, что наша вера подвергается испытаниям. От этого, если мы действительно ищем прежде всего Христа, она только обретает крепость. Вокруг нас рыщут бесы. И силы зла берут все большую власть над миром. Что делать? Как устоять в верности Господу, когда времена становятся особенно тяжкими?

Слово Божие дает нам на это вопрошание три ответа. Во-первых, Христос призывает нас быть мужественными, даже если удары, которые наносят нам наши враги, кажутся непереносимыми. Пусть все безнадежно плохо — это не значит, что нужно покидать поле боя. Трудности и скорби — составная часть нашей веры. Они — испытание ее, они даются, чтобы утвердить нас во всецелом уповании на Господа. Они могут стать пасхальным путем, приближающим нас ко Христу. И мы можем пройти с Ним от скорбей к радости, от мрака к свету, от ран к исцелению, от смерти к жизни. Господь говорит нам удивительные слова об этих испытаниях. Когда подступает час испытаний — что нам делать? Закрыться в доме, и не высовываться наружу? Господь предлагает другое. Он предлагает стать лицом к лицу с беснующимся миром и свидетельствовать о истине. «Будет же это вам для свидетельства». Свидетельствовать — это не только возвышать голос против лжи и нечестия. Это также и прежде всего — распространять вокруг себя любовь, мир, радость — тот отсвет новой жизни, которой мы приобщились по дару Креста Христова.

И наконец мы не должны забывать, что Господь всегда рядом с нами. Свидетельство требует многого от нас, и мы можем устрашиться его. Мы можем думать, что бывают обстоятельства, когда невозможно свидетельствовать о Христе, потому что это превосходит наши силы. Именно тогда мы должны вспомнить слово Господне: «Положите себе на сердце не заботиться о вашей защите». Господь Сам даст нам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся нам (Лк. 21, 15). Бог не оставляет нас в наших испытаниях. Его Дух живет в нас. Христос — всегдашний Спутник на всех наших путях. Потому свидетельство возможно. Возможно идти до конца, каким бы яростным ни был сбивающий с ног встречный ветер.

Не забудем никогда: мы на пути к полноте жизни, и Бог дает нам силы претерпеть до конца. Вот тайна мученичества и исповедничества, тайна всех скорбей и испытаний, через которые проходит каждый христианин и вся Церковь от первого века до двадцать первого. Ее можно определить словами, принятыми апостолом Павлом от Бога: «Довлеет ти благодать Моя». Эта благодать сильнее, чем скорбные обстоятельства, вражда мира и гонения. Весь вопрос только в том, как стяжать нам эту благодать — какой верностью Христу и Церкви Его во всем, — чтобы чувствовать себя победителями среди самых страшных поражений. И в пещи огненных испытаний ощущать веяние вечной Пасхи. Смысл и цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, — только в этом. Апостол Павел называет наши страдания Христовыми, потому что Сам Господь участвует в них, и укрепляет нас в нашей немощи. И если мы участвуем в Его страданиях, мы будем также участниками Его славы. Не страдания сами, а то, ради чего они претерпеваются, делают христианина исповедником и мучеником.

Будем молиться, чтобы нам всегда быть едиными с Господом и с нашими святыми мучениками и исповедниками, а не с теми, для кого сытость важнее, чем святость, кто готов пойти на согласие с врагами Христовыми «страха ради иудейска». В мире торжествующего нечестия замышляющие зло бывают часто более сплоченными, чем ищущие добро. Но во времена испытаний и гонений подлинные христиане должны быть как никогда близкими и единомысленными, любящими друг друга. К этому единству и любви призываемся мы сейчас. Прежде наступления приближающейся ночи всемирной религии антихриста еще раз новые мученики и исповедники просияют неземной красотой. Они — впереди шествия Церкви в Царство Небесное. Да будет дано нам их предстательством принадлежать этой Церкви! Да утверждается же Церковь Русская кровьми и страданиями наших святых.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.