О двух прощаниях Христа

Вознесение Господне. икона прп. Андрея Рублева, Государственная Третьяковская ГалереяВо имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Непостижимая тайна. Господь дважды прощается с миром. Первый раз — прежде Своей Крестной смерти. И второй — перед Вознесением. Поразительно, что в беседе с учениками на Тайной Вечери Господь столь подробно говорит о тайнах духовной жизни, как если бы Он готовил их к долгой разлуке с Собой, хотя Он вновь увидит их через три дня. Второй раз Он оставляет их на то время, в течение которого будет существовать мир. Он исчезает на глазах у апостолов, которых Он посылает свидетельствовать о Нем после того, как в Пятидесятницу они примут Святого Духа. Тайную Вечерю, со словами и действиями Господа, утверждающими Новый Завет, с установлением Евхаристии, творимой до скончания века в Его воспоминание, и с последним символом умовения ног, которое они должны совершать друг другу, — все это можно отнести одновременно к тому и другому уходу из мира Господа. А вознесение Воскресшего Христа к Отцу не означает, что Он уходит от них в недостижимое далекое будущее.

Апостол Павел именно так свидетельствует о присутствии среди нас этой ночи, когда был предан Господь: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26). Христиане должны творить воспоминание об этом часе, когда трепет смерти охватил Господа так же, как и Его учеников. Перед лицом смерти мы должны совершать Божественную литургию, восходя ко Кресту вместе с Господом, а не только приобщаясь плодам Его победы — перед лицом нашей собственной физической смерти и смерти всякой жизни на земле, перед лицом смерти наших близких, нашего народа, нашей культуры, перед лицом смерти и разрушения Церкви земной и всего мира. Без этого наше недолговечное существование, которому Он придал такой великий смысл, будет лишено Его силы и славы. Как Господь плакал у гроба Своего друга Лазаря вместе с его сестрами и другими друзьями, так подобает христианину плакать не только у гроба своих любимых, но прежде всего плакать у гроба Господня, потому что смертью Своей Господь вошел в каждую человеческую смерть. И, только дав ужасу смерти проникнуть до глубины Его любящего сердца, смертью Своей, тридневным погребением и схождением во ад, Христос победил нашу смерть. Не бегством от смерти победил Он этого последнего и самого страшного врага. Но, будучи поглощенный этим чудовищем, как Иона в ветхозаветной притче, Он сокрушил его изнутри. Иона вышел из адовой пропасти такой же, каким он до этого был, чтобы продолжить свою земную жизнь. И прожорливое чудовище ждало второго раза. Господь же вышел бессмертным из челюстей ада, оставив за Собой валяться бездыханным, как поем мы в Октоихе, чудовище смерти. Вот почему люди обретают бессмертие, следуя по стопам Христовым — силой Его смерти, и только ею.

Проходя через смерть со Христом, они становятся победителями смерти и ада. Надо было Господу пройти через смерть, чтобы она сбросила все маски и показала свое подлинное жестокое лицо. И чтобы в этой безысходности, в этой полной человеческой гибели Он мог явить совершеннейший дар Самого Себя, Бога и Человека, — Отцу Небесному и людям. Только так Он мог заполнить всю смерть Своим присутствием и найти выход там, где абсолютно нет никакого выхода. И оттого что эта смерть была пережита Господом как смерть Его братьев, грешников, в удалении от Бога, но в Его самоотдающей любви, — она сама по себе уже слава рода человеческого. Эта всецелое Его предание Себя Богу и людям идет далее — до воскресения, до Его небесной вечной жизни.

Какой бы ни была наша смерть, она непременно будет отмечена этой тайной следования за Христом Богом. Наше упование на вечную жизнь может осуществляться только в смерти, наше восхождение на небо может быть только переходом через ад. Кто душу свою погубит — кто идет там, где он губит ее или уже погубил, — спасет ее. Кто исполнит свое земное служение с памятью о дне Суда, может надеяться увидеть свою жизнь очищенную огнем. Невозможно заключить мир с яростью смерти. Чтобы быть живым, надо умереть. Надо каждодневным отвержением себя приобщаться страшной Крестной смерти Сына Божия, ставшего человеком. Так каждодневными малыми смертями святые Божии человеки восходили к Христовой любви. Вся наша надежда — в принятии этого совершенного дара Христа, в котором Он предлагает нам Себя через смерть. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее, — говорит Господь. — Никто не отнимает ее у Меня, но я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10, 17-18). Эта власть отдать ее означает, что Господь включает в Свою смерть нашу смерть со всеми ее непереносимыми муками. Именно об этом свидетельствует и Апостол: «Если один умер за всех. То все умерли. А Христос умер за всех, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 14-15).

Любовь Христова — полнота жизни — заняла место смерти и изменила для всех ее смысл. «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?» Смерть поглощала всякую жизнь и влекла ее неумолимо к себе, и чем дальше, тем с большим нарастанием, соединяя в единый поток, ниспадающий в бездну, миллионы и миллиарды ручейков человеческих жизней. Эта сила смерти стала во Христе влечением к Богу — любовью, преодолевающей все преграды, в том числе и прежде всего — смерти, чтобы раскрыться вечной жизнью. Только Христос может осуществить это, мы сами — не можем. Только смиряя себя до смерти можно войти в эту дверь, которая есть Христос, только при условии нашей отдачи себя во Христе, жизнь открывает нам свою тайну любви. Тайну Воплощения Божия, Креста, Воскресения и Вознесения.

Вернемся теперь к началу — к двум прощаниям Христа: к продолжительной беседе на Тайной Вечери и краткому прощанию на сороковой день после Воскресения, и исчезновению Его на тысячи лет. Беседа на Тайной Вечери — перед лицом приближающейся смерти со всей ее страшной разрушительной силой. Это — наша смерть, этот мрак нам принадлежит — не только нашему телу, но и духу. Мы должны без конца перечитывать эти 13-17 главы Евангелия от Иоанна, слушать без конца эти слова утешения, пока будет существовать смерть. Мы приобщились Пречистых Тела и Крови Христовых, мы стояли у Его Креста вместе с Божией Матерью, апостолом любви, мы узнали о победе Божией и нашей в Пасхальную ночь, мы шли с Ним в течение сорока дней, как до этого — Великим Постом, по дорогам Воскресения к горе Елеонской. Но когда уходит от нас на небо все совершивший Христос, Он оставляет нам нашу землю, где как будто по-прежнему торжествует зло и смерть. Но одновременно мы знаем, что эта земля легка и благоуханна и вся залита солнцем Божиим. И мы не чувствуем себя оставленными, мы исполнены надежды, потому что Он идет уготовать нам место, Он ушел, чтобы вернуться вновь, Он исчез в небесах, не отлучаясь от нас. Христос говорит нам: «Вот Я с вами, во все дни до скончания века». И «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Он настолько далеко, что наши сердца непрестанно бодрствуют и тоскуют по нашей вечной родине, Он настолько близко, что из радости Его обетования рождается новая и живая печаль по Богу, которую может утешить только посланный Им от Отца Дух Святой. Аминь.

протоиерей Александр Шаргунов

2006 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.