Слово в Неделю Крестопоклонную. Память сорока мучеников Севастийских

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим!»

«Христос за всех умер, — говорит апостол Павел, — чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5, 15). Это значит, мы посвящаем Божественной любви до смерти нашего Спасителя всю нашу жизнь, принося Его славе все, что имеем: все наши победы и поражения, труды и поступки, все мысли и желания. Наш Божественный Искупитель распростерт на Кресте. Как говорят святые отцы, Его Тело не было пронзено копием ненависти, но — копием любви. Да, ненавистью всей преисподней, грехами всего мира, нашим с вами злом, но, прежде всего, Его любовью к нам. Он не был бы здесь, если бы Его любовь не была до смерти. Он умер от любви к нам, любви более скорбной, чем сама смерть.

Приидите, поклонимся и припадем Ему вместе с мучениками, память которых совершает поклонением Кресту Христову Церковь, с теми, кто захотел с Ним умереть по любви к Нему. Перед лицом современных сатанинских идеологий растления и насилия, как недавно перед лицом идеологии коммунистического воинствующего безбожия, Церковь вопрошает нас, готовы ли мы с полной убежденностью и сознательностью повторить слова святых мучеников: «Мы предпочитаем умереть за Христа какою угодно смертью, нежели отречься от Него и от правды Его» — слова, которые будут звучать до конца мира, проникая до глубины окаменевших сердец. Слова, от которых делаются подлинными все другие святые слова. Слова, которые никакие толкования не могут смягчить; никакие комментарии — подделать; никакая цензура — поставить им фильтр; никакой перевод — исказить. Всем людям, без исключения, они должны быть понятны.

Господь говорит, что если кто хочет быть Его учеником, тот пусть возьмет свой крест и следует за Ним. И мы понимаем, что Господь хочет подготовить нас к мученичеству. Призывать к поклонению Кресту Христову — значит призывать к мученичеству. Но если Сам Господь посылает нас, какое значение имеют все скорби и смерть! Самое главное — быть всегда верным Ему.

В этот день мы снова размышляем о нашей России, которая является, может быть, самой прекрасной в мире страной после Святой Земли, прежде всего потому, что она напоена кровью стольких мучеников. Как прославляет Церковь этих святых, как украшается ими, как зовет она нас быть в общении с ними!

Сорок мучеников Севастийских и сорок миллионов новых мучеников Российских нам говорят: «Многие из вас боятся мученичества. И это естественно. Господь никогда не дает испытаний, которые мы не сможем перенести. Сила благодати и сила Духа в кресте, посылаемом Господом, всегда больше, чем сила страданий. Надо исполниться доверия к Господу, только бы крест наш был глубоко укоренен в Кресте Его».

В молитве к новым мученикам и исповедникам Российским есть размышление о том, как в юности, читая о древних страстотерпцах, новомученики «в сердце своем помыслиша, колико доброхвально есть таковым подражати». Как бы глядя на происходящее вокруг, Церковь взывает к ним: «А поскольку на всякое время возможно есть найти на ны испытаниям нечаянным, испросите нам от Господа мужества дар, толико благопотребный в жизни нашей».

Как случилось, что один из воинов Севастийских убежал из воды смерти и славы, а другой побежал в эту воду? Какой урок дает мне этот смелый мученик-воин, указу перстом на мой грех, на мою трусость, на мое желание тепла и покоя, на мое недостоинство называться христианином? Эту тайну должен услышать даже глухой: смелыми бывают, когда любят. В одно мгновение может наше сердце уязвиться Христовою любовью, но мы не смеем на это безрассудно рассчитывать. Надо заранее, до времени гонений, до того, как придут огненные испытания, так жить и молиться, чтобы обрести хоть каплю этой любви. Хоть каплю любви ко Господу. И постом, и молитвою, и принятием многих скорбей, верностью заповедям Господним Церковь учит укреплять наши души. Да, надо неповерхностно и нелицемерно молиться в ожидании грядущих событий, потому что совсем нелегко их будет пережить.

Велико зло, в котором сегодня находится мир. Сорока миллионов новых мучеников Российских оказалось, как видно, недостаточно для возрождения России, хотя для многих, благодаря им, открылось небо, так что они устремились к воде крещения. Но зло, по пророческому слову святого Царя-мученика Николая, становится все сильней. Потребуется ли новое поколение мучеников, чтобы родилось новое поколение любви? Никто из нас не может быть уверенным, что Бог сподобит его такой высокой участи — стать мучеником времени кончины мира. Но мы должны жить так, как если бы Господь готовил нас к этому.

Бери крест свой на каждый день, каждодневную твою жизнь отдавай с сердцем мученика Богу и людям. Наступает время, когда для того, чтобы противостоять сатанинским соблазнам и отказаться от принесения жертв новым идолам требуется мужество, равное тому, которое проявляли христиане во времена открытых гонений.

Господь говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей…» (Откр. 2, 13). Весь вопрос в том, как стяжать благодать умереть за Христа, Который умер за нас. Благодать умереть за Него, чтобы засвидетельствовать миру, что Он воскрес. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

1998 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.