Пророчество Исаии и призыв к покаянию патриарха Тихона

Слово в первый день Великого поста

Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня.

Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост.

То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня …Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь.

Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии — те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение — такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Святейшего Патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».

Но и это покаяние, как мы видим сегодня, еще не уврачевало наш народ. Святой пророк Исаия предупреждает, что Господь отнимет от избранного народа храброго вождя и воина, и судью, и пророка, и прозорливца, и старца. И мудрого художника, и искусного в слове отнимет Господь и даст в начальники отроков, так что над этим народом будут господствовать дети. Он говорит о том, что каждый будет угнетаем и унижаем от другого, и юноши будут нагло превозноситься над стариками, а простолюдины возвышаться над благородными людьми. И наступит горькое запустение всей земли.

Святой пророк предупреждает нас о том, что мы ответственны за все дары, которые дает нам Господь. Он говорит, что Господь воспитал и возвысил сыновей своих. Конечно же, это особое воспитание от Господа получили православные люди. И сыновья эти, воспитанные и возвышенные Богом, оставили своего Господа и возмутились против Него. Как это может быть, если даже «вол знает владетеля своего, а осел ясли господина своего»? «А народ Мой не знает Меня, народ мой не разумеет Господа своего!» — говорит Господь.

Увы, народ грешный, народ беззаконный отвернулся от своего Господа и возвратился вспять. И звучит горькое и праведное слово пророка о карах, которые следуют за это отступление избранному народу: «Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем. Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими» (Ис. 1, 57).

Господь много дал нашей русской земле, ожидая от нее, что она умножит свой спасительный талант Православной веры и будет благоуханным светильником всему миру. И что же Он находит? «Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре» (Ис. 1, 9).

И мы знаем, что сегодня на нашей земле указом высшего начальства узаконено, нормализировано содомское растление и гоморрские преступления. Что может быть драгоценнее, чем строительство храмов Господних, но самое страшное — осквернение святыни. «И Я скажу вам, — говорит Господь, — Я скажу вам, князья Содомские, Я обращусь к вам, народ Гоморрский… Праздничных собраний ваших не могу терпеть. Беззаконие — и празднование! Праздники ваши ненавидит душа Моя, они бремя для Меня. Мне тяжело их переносить. И когда вы простираете ко Мне руки ваши, Я не принимаю ваших молитв. Я закрываю очи Свои. Очиститесь и омойтесь, отымите лукавство от душ ваших, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Спасите угнетенного и обиженного, защитите вдову, заступитесь за сироту, и только потом будете говорить о покаянии».

«И тогда придите — и рассудим», — говорит Господь. «Если попирается самая простая правда, очевидная всякому разуму и совести человеческой, о каком покаянии вы можете говорить? — возвещает Господь. — Если вы покаетесь, если исполните то, что Я говорю, то будете вкушать блага земли. Если не покаетесь, то «меч пожрет вас» (Ис. 1, 20)».

Что ждет наш народ? В книге ветхозаветных пророчеств Исаия возвышает свой голос вдохновенною песнею о винограднике Господнем, насажденном Им на вершине утучненной горы. Господь обнес его оградою, очистил от камней и насадил в нем отборные виноградные лозы. Построил в нем башню и выкопал точило, ожидая, что этот виноградник принесет добрые плоды. Но он принес дикие ягоды.

И народ наш, как говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие проповедники, — тот самый виноградник, который насадил Господь, украсив его чистотою Православной веры и укрепив могуществом Царя — помазанника Божия. Господь даровал нашему народу широту и обилие всяких талантов, а землю наделил богатством и ждал, что этот виноградник принесет «добрые грозды». Но он принес только дикие ягоды.

«Придите — и рассудим, — обращается Господь ко Святому Иерусалиму, ко всей Церкви небесной. Придите и рассудите Меня с виноградником Моим. Может, Я что-нибудь не дал этим людям? Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Но за то, что не принес Мой виноградник добрых плодов, Я отниму у него ограду, и он будет опустошаем; разрушу стены его, и он будет попираем. И за то, что совершили с наследием Моим, Я оставлю его в таком запустении, что только волчцы и терние будут произрастать на этой земле».

Господь говорит не только об оскудении материальном: о том, что опустеют наши поля и остановятся заводы. Он говорит о большем: о духовном состоянии народа. И как будто о сегодняшних «новых русских» эти слова: «Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселились на земле» (Ис. 5, 8).

И как будто о сегодняшних растлителях народа, с помощью телевидения каждый день входящих во все дома, сказаны эти слова: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9).

И как будто обо всем нашем народе другие Его слова: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5, 11). «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, — говорит нам сегодня Господь словами пророка Исаии, — и… будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (Ис. 5, 13). За беззакония свои и за отступление от Православной веры будет побежден народ. И с ним случится бесконечно горшее, потому что преисподняя широко раскрыла свою пасть и готова принять всех, отступающих от Господа: «И сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их» (Ис. 5, 14).

«Какое может быть покаяние, — говорит Господь, — если здесь добро называют злом и зло называют добром, и тьму почитают светом и свет тьмою, и сладкое почитают горьким и горькое сладким! И говорят, что они мудры в глазах своих и разумны перед самими собою!»

Вот что стало с нами: повсюду беззаконие, растление, ложь; и хуже всего, что те, кто совершают грех, отказываются признать это грехом, оправдывая себя. Все дал Господь нашему народу: всю любовь и всю благодать, и в эти дни Поста, как никогда, Он всех зовет к вере и покаянию и всех хочет напитать Собою, Своим Пречистым Телом и Кровию — Лоза живая, Которая одна может оживить засыхающие ветви человеческого рода.

Православные храмы переполнены в эти вечера, но посмотрите: где большинство народа? Большинство не видят ничего, им ничего не нужно, для них пойти в церковь значит только «потерять бессмысленно время», и все, что Бог совершил, для них оказывается как будто напрасным.

Слишком велико было крушение России, слишком страшно нынешнее ее поражение. И Господь обращает Свой взор к нам, как к некоему остатку: есть ли среди нас кто, по-настоящему разумевающий и ищущий Бога? Способны ли мы своим покаянием открыть другим глубину жизни, подобно тем святым, которые сохранили виноградник Господень среди недавнего всеобщего разорения? Исполненные печали, мы не можем обмануть сегодня ожидание Господа.

Поистине, нет более печальных слов в Писании, чем слова Господа: «Самое любезное для души Моей отдал в руки врагов его» (Сравн. Иер. 12, 7). Но если бы все остановилось только на этом, жизнь была бы сплошным отчаянием. Неужели такое может быть, если мы знаем, что, несмотря на всю нашу неверность, сердце Божие не отворачивается до конца от Своего виноградника?

Господь может попускать, чтобы виноградник был вытоптан, чтобы самые злые сорняки заглушили его, но Он всегда хранит память, что этот виноградник — Его, и Он всегда хранит память любви, которая была у Него «к самому любезному для души Его». Он слишком сильно любил его, Он любил его любовью предельной, слишком сильной, чтобы даже среди худшей измены не сохранить Своей любви. Как человек, которого обманула возлюбленная супруга, и он больше не может ее видеть. Она потеряна для него, и, однако, она остается его супругой, и он не может соединить свою жизнь с другою женщиной.

Какой бы ни была неверность избранного Богом народа, Бог остается верным ему. И потому из глубины своего горя и позора, когда он сознает, до какой степени он был неверен Богу, этот виноградник осмеливается снова обращаться к Своему Господу и умолять Его о милости и жалости.

Что бы ни случилось с нашей жизнью, мы — «Твой», Господи, виноградник. И только этим может определяться мера и реальность нашего покаяния. Пусть нет уже у нас плодов, достойных покаяния, «ибо крепость моя во мне оскуде», но Ты, Господи, знаешь предел, до которого человеческое сердце остается открытым Богу. Дай мне лучше умереть, но только не дойти до такой неблагодарности и такого ожесточения, о которых говорит Твоя притча «О злых виноградарях», когда долготерпение Божие достигает своего предела. Аминь.

Протоиерей Александр Шаргунов

Великое повечерие 28 февраля 1996 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.