Эта женщина — образ нашего человечества

Слово в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Сегодняшнее Евангелие — о чуде исцеления согбенной женщины. Мы на пути к Рождеству нашего Господа по плоти. Поистине Он пришел, и Он без конца приходит в наш мир, чтобы восставить нас. Мы исповедуем это в нашем Символе веры: «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес». Но понимаем ли мы, как, сойдя с небес, Господь восставляет нас? Исцеление этой согбенной женщины — пророческое. Оно возвещает то, что Спаситель совершает ныне для нас. Эта женщина — образ нашего человечества. Можно, например, даже уподобить эти восемнадцать лет, в течение которых эта женщина была скорчена, как сказано в Евангелии, семидесяти годам безбожного коммунистического пленения нашего народа. Или двадцати годам его еще большего унижения после так называемой перестройки. Мы достигли этой скорченности, и самая страшная скорченность может быть та, которая не видна. Христос приходит, как мы поем в различных тропарях, чтобы восставить наш «падший образ, истлевший страстьми». Поистине, Он хочет восстановить чудо, которое являет каждая человеческая личность, созданная по образу Божию. Бог послал к нам Своего Возлюбленного Сына Единородного, чтобы все чада Его, согнутые под тяжестью своих грехов, могли выпрямиться и встать с открытым лицом пред Богом.

Бог склоняется в Своем сострадании к нам, и мы можем видеть Его приобщение нашим бедам в уничижении Воплощенного Сына Божия, сходящего до глубин нашей смерти. Он «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени» (Фил. 2, 7—9). Христос соединяется с нами. Он отдает Себя нам, изливая на нас Своего Святого Духа. Как только мы начинаем склоняться к земле в унынии, это должно быть для нас сигналом тревоги. Когда у нас нет больше ни радости, ни благодати, это значит, что мы забыли о нашем Спасителе и о Духе любви и истины, Которым мы запечатлены во всем нашем существе. Чтобы распрямиться, мы должны отвергнуться себя и довериться Господу без страха. Мы должны предаться Ему, дать Ему действовать в нас. Мы должны сильно желать нашего спасения. Спаситель приходит к нам, поспешим к Нему. Речь не идет о том, чтобы ждать Его, вспоминая время от времени, что Христос пришел, и должен снова придти. Нет, это ожидание должно быть противостоянием нашей согбенности, нашей расслабленности. Это может совершиться только в вере, в совершенной уверенности в Его любви и силе. Христос любит нас и всегда первым ищет нас. Он спасает нас каждое мгновение, если мы направляем свою волю согласно воле Божией. В той мере, в какой мы живем так, мы восстаем, распрямляемся. Мы становимся прямыми, живыми, не замкнутыми на себе, но обращенными открытым лицом к Богу и к нашим братьям и сестрам. Так мы становимся Церковью. Церковь тоже может быть этой согбенной женщиной, она тоже может нуждаться в исцелении. Не напрасно же святые говорят, что вся Церковь есть Церковь погибающих и Церковь кающихся. И в самом главном смысле мы — Церковь только в той мере, в какой мы принимаем Господа. Потому теперь мы призваны снова склониться — уже не нашей согбенностью, но любовью Божией, живущей в нас, — к несчастью тех, кто не знает своего Спасителя. Христос воскрес, и мы можем без конца воскресать от наших скорбей и болезней, пока не достигнем полноты Его Воскресения. В этом — чудо нашего исцеления и всех тех, с кем мы живем, и к кому Господь посылает нас, чтобы они подняли голову, ибо избавление их приближается. Господь грядет, «маранафа»! «Христос раждается, славите!»

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.