Торжество Православия

Торжество ПравославияПервое воскресенье Великого поста — Торжество Православия и почитание святых икон. Тайна нашего спасения становится как бы зримой через святые иконы. Сын Бога Живого, Его Свет, стал истинным человеком, чтобы мы в Нем и Им стали чадами Божиими. Таково исповедание нашей веры, и таково наше восхождение ко Господу Великим Постом — в слушании Его, в созерцании Его, в соединении с Ним. «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки», — говорит Филипп Нафанаилу. И для нас найти Господа — значит, прежде всего, слушать Его, превечное Слово Отчее. И лучше Моисея — сами апостолы свидетельствуют нам — в Евангелии и в своих Посланиях о Нем.

Евангелие сегодняшнего дня напоминает нам о тайне нашего призвания. Призвание первых учеников Христовых не было просто внешним. Оно определяется их внутренней потребностью в истине. Поистине, Сам Бог призывает их, ибо «никто не может придти ко Мне, если не приведет его Отец, Пославший Меня», — говорит Христос (Ин. 6, 44). Имя «Нафанаил» — «дар Божий» — не встречается в других Евангелиях, но по своему смыслу присутствует во всех них, хотя везде по-разному. Всякое подлинное обращение к вере — всегда действие Самого Бога, чудо, единственное и неповторимое. Так что мы, оглядываясь назад, можем только изумляться перед путями Промысла Божия. Здесь же мы видим, как Сам Господь непосредственно призывает Филиппа, — так же, как призывает Он первых учеников в других Евангелиях, как призовет Он в конце этого Евангелия новым призванием Петра (Ин. 21, 22). Филипп повинуется — и сразу же становится свидетелем. И оттого что его свидетельство, хотя еще и несовершенное, — свидетельство о Христе, оно приносит плод.

Нафанаил исполнен сомнения. Умное сомнение не осуждается Господом, ибо благодаря ему подлинная вера не смешивается с неразумным легковерием. Оно может быть началом «хождения во свете». Но оно не должно быть последним словом, иначе нельзя научиться ничему истинно новому. Ответ Филиппа на сомнения Нафанаила — отзвук прежних слов Господа: «Пойдите и увидите». Сомневающийся должен умерить свое сомнение, если ему дается возможность научиться. То, что Нафанаил поступает так, доказывает, что он «подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Он хочет придти к свету. Его сомнение не идет до тех пределов, где свет, который в нем есть, ставится под сосудом, — так что свет становится тьмой. Мы видим, что еще один из тех, кого Отец дал Христу, приходит к Нему. Добрый Пастырь знает Своих, и зовет их по имени — по новому имени, соответствующему новой жизни. Всевидящий Господь, Который «знал, что есть в человеке» (Ин. 2, 24), уже узнал в Нафанаиле, когда тот стоял под смоковницей, истинного израильтянина. Он избавляет Нафанаила от сомнений, и тот теперь именует Его Мессией — высшим именованием, которое знает ветхозаветная вера. Однако ни одно из этих именований, данных Ему первыми учениками, не достигает полноты истины. С глубочайшей торжественностью Господь утверждает, что они увидят большее. Слово «Аминь» (истинно), открывающее особо важные истины, в Евангелии от Иоанна всегда повторяется Господом дважды. Христос — Сын Божий, и Он Тот, в Ком «Аминь» Отца Небесного. Другие Его именования — Агнец Божий, Мессия, Исполнение Закона и пророков, Сын Божий — заменяются Им совершенно простым, но глубоко таинственным именованием Себя Сыном Человеческим. За этим именованием стоит вопрос, заданный Им ученикам в Кесарии Филипповой: «За кого вы принимаете Меня?» Этот вопрос обращен ко всем, и, завершая беседу с Нафанаилом, Господь дает торжественное обетование всему святому человечеству: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Мы помним видение Иакову лествицы, где Бог уже не скрывается за сводом небес, но где непрестанное движение — по таинственной незримой дороге от мира людей к жизни Бога. Но это было только видение. Ныне те, кто следует за Христом, могут видеть в Сыне Человеческом, в Его плоти, в Его конкретном человеческом Существе присутствие славы Божией. В событиях, которые произойдут в Иудее и в Самарии, и в Галилее во дни Понтия Пилата, совершится снятие завесы, сокрывающей эту славу. И мы вместе с первыми учениками Христовыми призваны, проходя Великий Пост, стать свидетелями послания Богом Сына Своего Единородного ради спасения мира.

Филипп говорит Нафанаилу: «Пойди и посмотри». Мы должны идти, чтобы увидеть Христа и остановить на Нем взор нашего сердца. Вот Он, пришедший к нам от славы Отчей, ставший Тем, кто не имеет ни вида, ни доброты, чтобы восстановить нас, не имеющих ни вида, ни доброты. В этом тайна иконы Христа. И всех икон, потому что все иконы, которые мы имеем в Церкви, — иконы Христа. Самого Христа или преображенных членов Тела Христова. Их благодатная сила исходит от Креста Христова, который идет впереди нас в течение всего Великого поста.

Господь зовет нас к очищению от всякого лукавства, чтобы каждый из нас был подлинным израильтянином — христианином. Чтобы у нас был прямой и ясный взгляд. Глядя на иконы, мы не можем удовлетворяться поверхностным видением мира. Мы должны постоянно искать в нем Христа. И так очищать слезами покаяния свои глаза, чтобы узнавать в каждом человеке икону, образ Божий, как бы ни был он помрачен грехом. В этом смысл Великого Поста — глубокое изменение наших отношений друг с другом. Чтобы все было охвачено любовью Христовой. Потому что каждый из нас и все мы — образ Божий, но искаженный до неузнаваемости. И только свет, исходящий от Лика Христова может все изменить. Мы должны увидеть каждого человека по-иному — так, как Сам Спаситель видит его. Но прежде мы должны по-настоящему познать свой собственный грех. Это будет возможно только тогда, когда мы увидим Господа на Кресте, раненого нашим грехом, но изливающего на нас любовь и свет. Чтобы каждому из нас стало ясно, что Христос видел его, когда он стоял под своей смоковницей, и видит всегда.

Господь говорит Нафанаилу: «Увидишь больше сего». А нам дано видеть это сейчас. Ибо Превечное Слово, воспринявшее Свое Тело в нашем человечестве, и восстановившее его Воскресением, не может остаться одно — ради нас Он пришел. Ради нас это Тело, ломимое во оставление грехов. В Пасхе, к которой мы идем, и которой мы уже приобщаемся, Господь распят и воскрес. И дает нам Свое Тело и Свою Кровь. Он становится Хлебом жизни, чтобы мы могли соединиться с Ним, преобразиться Им, стать живыми в Духе Святом, в общении с Богом Отцом. И наш ответ — среди незримых ангелов, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому — Великий Пост. Пост всей нашей жизни от всего, что разделяет нас с Богом и другими людьми. Чтобы мы могли питаться Богом, Телом Христовым — живым, воскресшим — и Словом. И видеть зарю Духа Святого, исполняясь Его светом и свидетельствуя своей жизнью и смертью об этом свете другим. Ибо заря Духа Святого — заря Христовой любви и сострадания всем людям, ради спасения который пришел в мир Христос.

Протоиерей Александр Шаргунов

1 марта 2015 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.