В неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне

Христос воскресе!

Как поразительно просто и бесконечно глубоко это Евангелие о самаряныне. Перед нами — Господь, уставший, измученный после долгого пути под знойным солнцем. У Него нет больше сил идти, Он сидит на земле, прислонившись к колодцу. Он томим жаждой, но Ему нечем почерпнуть воду. Приходит женщина из Самарии с водоносом на голове, как принято на Востоке. Когда человек доходит до последнего предела, когда нет у него больше сил, он может молиться своему Господу, Который знает, что это такое.

«Женщина говорит Ему: «Господи, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющей воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: Господи, дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». Мы начинаем понимать, о чем идет речь. Речь идет не только о воде, которую просит покрытый дорожной пылью Незнакомец. Он имеет в глубине Своего сердца другую жажду. Он горит желанием открыть источники каждого человеческого сердца.

Вода! Это то, что все слишком хорошо знают. Не может быть жизни без воды. Это вещество самое обычное и простое, и самое драгоценное. Даже в тех регионах земли, где в ней нет недостатка, сегодня понимают, как она жизненно необходима. Ее берегут, ею запасаются, ее очищают. Ее исчезновение будет означать конец света. В Библии «вода живая» была образом Самого Бога, дающего жизнь. Символ воды наполняет все Евангелие от Иоанна, которое читается в Церкви от Пасхи до Пятидесятницы. Вода, претворяемая в вино в Кане Галилейской, вода, в которую расслабленный в течение тридцати восьми лет хотел войти в купальне Вифезда, вода, отверзающая очи слепому в купальне Силоам, «реки воды живой, которые потекут из чрева» того, кто верует во Христа, вода жизни — для тех, кто хочет «родиться от воды и Духа», о которой Христос говорил Никодиму. Наконец вода, истекшая из прободенного ребра распятого Господа. Каждый из нас имеет в себе этот источник со дня крещения. И в эти дни мы молимся: «Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами».

И далее мы слышим в Евангелии: «Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала». Эта женщина — символ Самарии, блудодействовавшей с идолами. Но также реальная женщина. Вещь, неизвестно кому принадлежащая, потрепанная жизнью, хотя еще как будто полная сил, игрушка для чьего-то развлечения. Кто этот уставший от долгого пути Незнакомец, увидевший ее раны? Кто этот Человек, с такой бережностью проникающий в женское сердце, не оскорбляя ее? Кто Он, узнавший ее жажду счастья, которую не могла умалить никакая преходящая любовь? Кто этот неизвестный Друг, Который, кажется, протягивает ей руку, чтобы открыть, что ее жизнь, несмотря на все скорбные переживания, — не неудача, не безнадежное поражение.

«Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух: и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Слышите, что говорит Господь? Прежде всего этой женщине: невозможно сказать, о женщина, что у тебя пропащая жизнь, что все с тобой кончено. А на самом деле Он обращается ко всему человечеству: твоя жажда, о человечество, глубже, чем ты думаешь. И к каждому из нас: в твоем поражении, о грешник, ты можешь найти источник воды живой. Но чтобы припасть к этому источнику, надо ему поклониться. Поклониться всем своим существом. Вот твоя цель. Ты еще об этом не думал как следует. Но Церковь повторяет нам это слово, сказанное Господом, десять, сто и тысячу раз. Мы созданы для Бога. Твое сердце, о женщина, слишком велико, чтобы удовлетворяться мимолетными радостями. Все, что кончается, — коротко. Поклоняться Богу! Хочет человек или нет — он создан для этого. Только Бог может заполнить бесконечную жажду, которая есть в нас. Жажду, которая не перестает обновляться. Поклоняться Богу! Жить в присутствии Бога — с сердцем, устремленным к небу, захваченным небом, наполненным высотой. Вся наша молитва должна быть об этом — о том, как научиться поклоняться Богу в духе и истине.

«В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему». Сердце этой женщины спасено. В ее иссохшей как пустыня жизни пробился источник. Теперь она будет припадать только к этому колодцу и только к этому почерпалу. Она бегом бежит, чтобы другим передать эту живую воду, которую она нашла. Как не кричать ей о благой вести всему своему селению? Поразительно, что ее тяжелое прошлое, исполненное греха, делает ее столь близкой Богу. «Придите, посмотрите, что Он сделал со мной!» Разве эта история — не история каждого, кто благодатно обратился к Богу?

И далее Евангелие постепенно ведет нас ко все большим глубинам, к самому глубокому кладезю, который есть тайна Личности Иисуса Христа. Этот умирающий от жажды Путник, — Тот, Кто знает, Кому Он поклоняется, но Он несравненно больше Иакова. Он — пророк, читающий в сердцах и знающий наши сокровенные мысли, чаемый Мессия, дающий живую воду жизни вечной и научающий человечество истинной жажде — поклоняться Отцу в духе и истине, Спаситель мира. Пока человечество не обретет этот источник, Иисуса Христа, вся пища Которого — творить волю пославшего Его Отца, оно будет умирать от голода и жажды. Та же пища и то же питие предлагается нам за всеми богослужениями Церкви. Пасха Господня — посреди мира, и все люди стоят рядом с источником и трапезой. Но какова у каждого из нас жажда?

Христос воскресе!

протоиерей Александр Шаргунов

12 мая 2012 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: