Начало Успенского поста

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы МарииВ первый день Успенского поста — праздник изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Если кратко, в одном предложении, сформулировать опасность, которая угрожает сейчас чистоте Православия, это — утрата центрального места Креста в православном богословии.

Наше спасение совершается Крестом, чистотой веры. Крест — источник, средоточие всех Божественных тайн, всех догматов, всей любви, всех благословений. Мы спасены крестной смертью Христа. Крест дает нам мир, превосходящий всякое разумение и «радость всему миру» приходит только Крестом. Без Креста нет спасительных таинств Церкви, и без Креста даже молитва — абсолютно пустая трата времени. Церковь без Креста — обрядоверие без истины и правды, без покаяния, без святости.

Да, все мы хотим, наверное, получить прощение грехов Крестом Христовым. Но мы не хотим принять крестную жизнь. То, что слишком часто называют «быть разумными», «быть реалистами», «крепко стоять обеими ногами на земле», на самом деле может быть только внутренним нежеланием принять крест.

Апостол Павел говорит: «Я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа». Не вновь построенными или отреставрированными храмами, не количеством новокрещеных, не богословскими институтами и школами, не социальной активностью. Все это замечательно, без этого невозможна жизнь Церкви, но это — не главное.

Миссионерская, благотворительная и просветительская деятельность необходима для Церкви. Однако никто не будет спорить с тем, что католики и протестанты преуспевали, и всегда будут преуспевать в этом больше нас. Тонкое искушение — состязаться с ними во внешней деятельности — может привести нас к утрате самого главного. А когда главное теряется, теряется все.

Еще и еще раз подчеркнем эту мысль. Мы ни в коем случае не хотим умалить значение той огромной каждодневной работы, которую ведут наши священнослужители и миряне, восстанавливая не только разрушенные храмы, но прежде всего духовные основы жизни общества. Мы отдаем отчет в том, что подлинное духовное возрождение совершается неприметно, как рост растения. Что необходимы прежде всего смирение, рассудительность и терпение. Однако эти самые драгоценные качества должны быть составной частью Креста, без которого они быстро превращаются в свою противоположность — то, что можно наблюдать в сегодняшнем мире. Смирение становится рабской покорностью перед злом, рассудительность оборачивается трусливой или циничной расчетливостью, а терпение обнаруживает себя как унылое равнодушие и сдача всех позиций.

Все заключается в том, чтобы во всех наших больших и малых трудах присутствовал Крест как постоянное измерение нашей жизни.

Христос говорит, что всякий человек может достичь небесной славы только через крест. Сам Он прошел через Крест, прежде чем явилась всем слава Его Воскресения. И Матерь Божия в час Успения была причастна Воскресению Христову, потому что Она уже прошла через крест, когда стояла у Креста Христова. И Ее молитвой в час стояния у Креста Христова, даром Божиим, всегда дается нам крест как благословенное наше спасение. Поэтому каждый из нас пусть помнит всегда, что как бы ни был он мал и незаметен — он велик перед вечностью. И что у него — у каждого из нас — отношения с Божией Матерью единственные и сокровенные.

С этого момента точка отсчета нашей жизни становится совершенно другой. Пусть снова и снова прорвется грех в нашей жизни — но мы уже знаем, что не грех определяет нашу жизнь, а Бог. Только Господь, Который любит нас, и Которого мы оскорбили грехом. Но мы не желаем никогда больше этого допустить.

Молитвами Богородицы, у Креста стоящей и в час Своего Успения предстательствующей за нас, открывается нам первый плод победы Христовой над смертью, дарованной всему роду человеческому, во утверждение нашей надежды. Любовь Божия и наша греховность — несоизмеримы. Мы более любимы, чем мы грешны, говорят святые отцы. Будем всегда хранить эту тайну, как свет Успения, в сердцах наших. И какие бы ни были скорби и испытания, будем знать, что Пасха Христова, Богородичная Пасха преодолевает все.

Протоиерей Александр Шаргунов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *