Седмица 24-я по Пятидесятнице

Понедельник

Лк, 86 зач., 17, 20—25

Тогда Иисус, быв спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, — не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Фарисеи спрашивают Господа, когда придет Царствие Божие. Может быть, им было известно, что Христос учил Своих учеников молиться о его пришествии, и ученики проповедовали, что оно приблизилось. «Так когда же, — говорят фарисеи, — откроется слава его?» Господь отвечает вначале фарисеям, а потом обращается к Своим ученикам, и то, что Он говорит тем и другим, — Он говорит нам.

Прежде всего, Царство Мессии — духовное Царство. Они спрашивают, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем вы спрашиваете», — говорит Христос. — Оно может придти, а вы не будете знать об этом». Потому что у него нет внешней пышности, как у земных царств, о достижениях которых трубят повсюду. «Нет, — говорит Христос, — его явление будет тихим, оно не придет приметным образом». Они желали удовлетворить свое любопытство относительно времени его наступления. Христос хочет показать непонимание ими его природы. Когда Мессия, Царь мира, придет установить Свое Царство, нельзя будет сказать: «Вот, оно здесь, или вот, оно там», как если бы речь шла о земном царе, обходящем свои владения. Так делают те, кто заботится более всего о «внешней видимости» Церкви, говорит святитель Феофан Затворник. Царство Божие оказывает на людей духовное воздействие. «Царство Божие внутрь вас есть». Оно — не от мира сего. Его слава не поражает человеческое воображение, но движет дух, и власть его распространяется на души и на совесть. Царство Божие не изменит внешнее положение людей, но их сердца и жизнь. Оно тогда придет, когда тщеславных и гордых соделает смиренными, глубокими, небесными. Царство Божие совершается в перемене сердец. А все внешние революции — только переворачивание гробов покрашенных.

В некоторых древних рукописях Евангелия Христос говорит: «Царство Божие — посреди вас». «Вы спрашиваете, когда оно придет, и не знаете, что оно уже начало утверждаться посреди вас. Оно уже действует в вашем народе, но, увы, не в ваших сердцах». Нам хорошо знакомо безумие многих слишком усердных исследователей относительно времени наступления того, что впереди их, и не замечающих, что оно уже — посреди их.

Господь говорит, что установление этого Царства встретится со многим противостоянием и противодействием. Ученики думали, что теперь вся их жизнь будет исполнена славы и благодати, но Христос говорит им, что все будет иначе. «Придут дни, когда пожелаете видеть хоть один день из дней Сына Человеческого, и не увидите. Вначале вам будет действительно сопутствовать чудесный успех (и так было, когда тысячи прилагались ежедневно к Церкви). Но не думайте, что так будет всегда. Придет время, когда из-за умножения беззаконий охладеет во многих любовь». Господь смотрит далеко вперед, на тех Своих учеников, которые будут у Него в последующие века. Придет такое отступничество, и наступят такие гонения, что христиане будут желать увидеть хоть один из тех прежних дней — то победоносное торжество Церкви, которое они когда-то видели. Мы не должны думать, что дело Христово побеждено, оттого что оно не всегда видимо и не всегда преобладает в мире.

Придет время, когда Христос и Царство Его не надо будет искать в том или ином месте, но Его явление будет во всех местах сразу. «Когда скажут вам: Он здесь или Он там, — не ходите и не гоняйтесь. Ибо как молния, сверкнувшая от одного края неба блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой».

«Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим». И если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого. Путь Церкви к славе вечной Пасхи не может не быть крестным.

Вторник

Лк, 87 зач., 17, 26—37

Сказал Господь: как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Сегодняшнее Евангелие — о бедствиях, грядущих на вселенную. Как это было, например, с жителями Содома, которые были злы и сильно согрешили против Господа? Обратите внимание, что эти люди были многократно предупреждены. Ной был проповедником правды допотопному миру, а Лот — содомлянам. Они слушали предупреждение Божие, они внимали ему. Они любили повеселиться и при этом были весьма деловыми людьми. Если бы, как жители Ниневии, они покаялись в молитве и посте, то могли бы в безопасности есть и пить, потому что в одном этом нет греха для человека. Но они продолжали грешить, наслаждаясь миром и безопасностью, пока не совершился над ними суд. И мы видим, как Бог заботится о сохранении Своих. Ной вошел в ковчег, и был спасен. Лот вышел из Содома и избавился от смерти. Гибель, которой они нисколько не страшились, наступила внезапно. Пришел Потоп, и погубил всех грешников земли. Огонь и сера пролились с неба и погубили всех грешников Содома. Господь показывает, сколь неожиданной будет гибель тех, кто сегодня бесстыдно грешит и смеется над покаянием.

«Так будет и в тот день, — говорит Христос, — когда Сын Человеческий явится». Человечество предупреждено Самим Христом. Апостолы, мученики, святые, преподобные и праведные повторяли это во всех веках после Него. Неужели все напрасно? Казалось бы, слово Спасителя, сказанное Им при всех, разбудит многих, если не всех. Но что мы видим?

Накануне последнего Божия посещения ученики Христовы и их последователи должны отделить себя от неверующих иудеев и идти туда, куда укажет им Господь. Это их бегство из Иерусалима должно быть быстрым. Не должно быть никакого промедления из-за заботы о мирских делах. «В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их». Лучше будет им оставить все имение свое, чем стеречь его и погибнуть с неверующими в Господа. Их заботой будет — поступить как Лот и его семейство. «Спасайтесь от рода сего развращенного». И когда будет исход, они не должны думать о возвращении. «Вспоминайте жену Лотову» и не оглядывайтесь назад, как она. Не жалейте оставить место, предназначенное к гибели.

Не надо оглядываться назад, чтобы не возникло искушение вернуться назад. Господь говорит, что не будет другой возможности спастись. «Кто станет оберегать душу свою (жизнь свою), тот погубит ее». Но кто будет рисковать своей жизнью, тот сохранит ее, потому что ему дано будет узнать вечную жизнь.

Все, кто старается жить по правде Божией, несомненно, спасутся, но многие из них — с трудом. Когда Божии суды открываются все попаляющим пламенем, Господь хранит Своих: «В ту ночь двое будут на постели: один возьмется, а другой оставится». Рано или поздно обнаружится, что Господь знает, кто Его, а кто — нет. Это разделение совершится во всех местах, всюду, где распространится Царство Божие. «Где, Господи?» — сказали они. Ответ Спасителя — звучит как пословица: «Где труп, там соберутся и орлы». Святые отцы дают двойное толкование этих слов. Где бы ни скрывались нечестивые, суды Божии найдут их. Как орлы устремляются на добычу, так правда Божия настигнет всякое зло.

Где бы ни находились верные, хранимые Господом, они радостно встретят Христа лицом к лицу. Где Христос, там соберутся верующие в Него — у Креста, который просияет вечной славой Его. Все, запечатленные именем Христовым, встанут рядом с Ним и примут от Него благословение бесконечной любви.

Среда

Лк, 90 зач., 18, 15—17; 26—30

Тогда приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной.

Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом.

Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст.

И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

Как достигнуть этой детской легкости, кто же может спастись, — вопрошают ученики, когда Господь в продолжении Своей мысли приводит притчу о верблюде и иголке и о гибельном уповании на земное богатство, на свои собственные силы. Если человек стоит перед выбором — отвергнуться всего или лишиться Христа, то кто может спастись? Они понимают, что Христос не может требовать неразумного. Но они знают также, как сильно сердца человеческие привязаны к миру, и как многие готовы отчаяться, видя невозможность одолеть земное притяжение. Поистине есть такие трудности на пути нашего спасения, которые не могут быть никогда преодолены. Только всесильной благодатью Божией. «Невозможное человекам возможно Богу». Его благодать может так воздействовать на душу, что она перерождается в самой своей основе, во всех своих наклонностях и предпочтениях, и устремляется в сторону, противоположную греху.

В нас есть склонность говорить слишком много о том, что мы оставили и утратили ради Христа. И даже Петр, как мы видим, обнаруживает это: «Вот мы оставили все и последовали за Тобою». Он не мог умолчать о своей любви ко Христу, проявившейся в оставлении всего и следовании за Господом, куда бы Он ни пошел.

Что бы мы ни оставили ради Христа, нам будет с избытком воздано в этом мире и в будущем. Нет никого, кто оставил бы удобства и выгоды или своих близких ради Царства Божия и не получил бы во много раз больше в это время, в радости покаянием очищенного сердца и общения с Богом, — несравненного ни с чем воздаяния за все свои потери. А в век будущий — жизни вечной, того, к чему устремляются сердца младенцев и святых.

Четверг

Лк, 92 зач., 18, 31—34

Тогда Иисус, отозвав двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не разумели сказанного.

Господь предупреждает Своих учеников о приближающихся к Нему страданиях и смерти. Его Крестные страдания — исполнение Писаний: «Совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом». Снова и снова Господь показывает нам, что Священное Писание — поистине слово Божие, и все, что оно возвещает, в точности и в полноте исполнится.

В Символе веры мы исповедуем Христа «страдавша и погребенна, и воскресшего в третий день по Писаниям». Сколь многие, ищущие истину, уверовали, что Христос пришел от Бога, потому что увидели в Нем исполнение всех ветхозаветных пророчеств. Это знание упраздняет соблазн Креста, Крест становится высшей честью и славой: «Так написано, и так подобало пострадать Христу». И мы видим, что упоминание о бесчестии, которое будет нанесено Христу, имеет особое значение: «и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить». Всякое уничижение, какое только может быть, примет Христос, чтобы приобщиться в полноте человеческому страданию. Но, как и всегда, говоря о Своих страданиях и смерти, Христос предсказывает Свое воскресение. Оно упразднит всякий страх и превратит скорби в радость. «И в третий день воскреснет» Господь.

Какое смятение вызывают у учеников эти слова Спасителя! Это противно всем их понятиям о Мессии и о Его Царстве. «И они ничего не поняли». Их заблуждение было столь глубоким, что они просто не желали понимать эти слова буквально, и они не могли вместить их ни в каком смысле. Потому «они не разумели сказанного». Слова сии были «сокровенны», сокрыты от них, и они не могли принять их. Они знали эти пророчества, возвещающие о славе Мессии, и с нетерпением ждали их исполнения, пропуская все, что в них говорилось о Его страданиях. Сколько бед и заблуждений, и лжеучений существует в мире, оттого что люди читают так, частично, Священное Писание, выбирая из него то, что им нравится.

Задумаемся, как мы относимся сегодня к тем пророчествам слова Божия и святых отцов, которые еще не исполнились. Ждем, когда Церковь просияет небывалой славой в последние дни? И не хотим замечать то, что ей, следующей за Своим Господом, с неизбежностью предстоит, воображая, что это уже все позади.

Пятница

Лк, 95 зач., 19, 12—28

Сказал Господь такую притчу: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью? И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! У него есть десять мин. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною. Сказав это, Он пошел далее, восходя в Иерусалим.

Эта притча — о нашей жизни и смерти, и о Втором Пришествии Христовом. Когда Христос вознесся на небо, Он был подобен этому человеку, отправившемуся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство. Отправляясь в путь, Он позаботился о том, чтобы снабдить Свою Церковь всем необходимым во время Своего отсутствия. «Призвав же десять рабов своих, дал им десять мин». Мы знаем, что мина — это денежная единица того времени, как и «талант», про который мы слышим в параллельной притче Евангелия от Матфея. Ни один человек не лишен своей мины, своего таланта. Господь никого не забывает, от каждого желая получить отдачу по его силам. Он хочет, чтобы мы не пребывали в праздности, а умножали Его дарования.

Далее мы слышим о гражданах страны, ненавидевших этого господина «высокого рода» и продолжавших враждовать против него, даже после его ухода. «Не хотим, чтобы он царствовал над нами», — сказали они. Это исполнилось в неверности богоизбранного народа после Вознесения Господня. Иудеи в большинстве своем не захотели склонить свою выю под иго Христово. И это относится ко всем неверующим во Христа. Они не возражают, чтобы Христос спас их, но не хотят, чтобы Он был их Царем. Участь этих людей — вечные муки и смерть: «Врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною».

И вот мы видим из притчи, что один из рабов оказался ленивым и лукавым. Он возвращает своему господину всего лишь одну мину, которая была ему дана и которую он «хранил, завернув в платок». Кажется, что он как будто ничего плохого не сделал, но Господь выносит ему строгий приговор: «Возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин… сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Дар и ответственность — нераздельны. Неверный раб думал только о себе и о своей безопасности. Он ничем не рисковал и ничего не достиг. Его не интересовало дело Господа, он не думал о спасении своей души, а только о спасении своей шкуры. Тот, кто боится подвергнуть опасности свою жизнь, не будет рисковать ради Господа.

И суд над ним совершается согласно его выбору. То, что было дано ему, отнимается от него. Ибо «кто спасет свою жизнь, тот погубит ее», говорит Господь. Внешняя тьма, в которую извержен раб лукавый и ленивый, — образ окончательного отделения от Господа, от света Его Божественного добра.

Эта притча — о том, как велика наша ответственность пред Богом и другими людьми. И страшен суд над нашей не имеющей извинения безответственностью. «Для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?» — спрашивает Господь. Все определяется не внешними результатами, а мерой верности Господу, отдачей своей жизни другим людям. Сколь многие из нас и в храм Божий ходят, и все соблюдают, но как-то осторожно, с оглядкой, будто боятся слишком много сделать для Бога. Они вполне благочестивые христиане, но им страшно, как бы вдруг Господь не потребовал от них все, что у них есть, их самих. В то время как Господь говорит: «Сыне, дай Мне твое сердце».

Жизнь, отданная другим, это и есть обретение всего, что хочет нам дать Господь. Есть в духовной жизни непреложный закон: чем больше мы отдаем другим людям, тем больше приобретаем сами. Это закон горения — свечи, пламенеющего сердца, когда оно может, отдавая себя другим, рождать бесчисленное количество вновь горящих свечей, посвященных Богу.

Нет такого человека, который не мог бы по дару Христа этому научиться. Каждый из нас, получивший свое дарование от Господа, призывается к служению другим людям, ибо через эту отдачу себя он приобщается любви Христовой — тому богатству, которое у Него есть. А лукавый и ленивый раб думал только о себе. Не было у него благодарности Богу, и это лишило его Царства Небесного.

Если я, подобно лукавому и ленивому рабу, буду, по-видимости, соблюдать все положенное по закону, думая только о том, как бы избежать наказания и опасаясь всякого риска, — как узнаю я о непостижимой никаким умом отдающей себя до конца любви Христовой? Как на Страшном Суде не окажусь вне милосердия Божия?

Тайна жизни заключается в любви — в том, чтобы быть благодарным Богу за все Его дары. Быть способным принести их Ему без остатка и узнать, что радость нашего Господа, которую Он приобрел дорогою ценою, нам принадлежит. И для того дается нам жизнь, чтобы мы могли войти в эту радость и быть сонаследниками Господа нашего вовеки.

Суббота

Лк, 51 зач., 10, 19—21

Сказал Господь Своим ученикам: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение.

Господь благословляет апостолов на новое служение, распространяя его на весь мир. «Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов». Они уже употребили эту власть против сатаны, и сейчас Христос наделяет их большей властью. На нашей войне, как на всякой войне, есть сражения наступательные и оборонительные. Прежде всего Господь дает власть наступать — наступать на змей и скорпионов, на всех злых духов, на древнего змия. И Он обещает защитить нас при обороне: «Ничто не повредит вам». Если злые люди — змеи по отношению к христианам, как это особенно ярко проявляется во время гонения на Церковь, если вы живете среди скорпионов, вы можете презирать их ярость и попирать ее. Они могут шипеть, но не могут повредить вам.

Однако смысл и радость нашей жизни — не в этом. «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются», — говорит ученикам Господь. Не о том только радуйтесь — главным образом, не о том, — «но радуйтесь более всего, что имена ваши написаны на небесах». Как имена Ангелов, их имена написаны в Книге Жизни, в Книге Агнца. Власть стать чадами Божиими должна цениться больше, чем власть творить чудеса. Потому что мы слышали от Господа о тех, кто во имя Его изгонял бесов и оказался отвергнутым Им в последний день. Но те, чьи имена написаны на небесах, никогда не погибнут. Они — овцы стада Христова, которым Он дает вечную жизнь. Его любовь — путь превосходнейший, более славный, чем дар говорить языками человеческими и Ангельскими.

И мы слышим благодарение, которое Господь приносит Своему Небесному Отцу. Благодарение Богу — тайна Ангелов и святых человеков, потому что, как говорит святитель Григорий Богослов, когда мы благодарим Бога, мы становимся едиными с Ним. С самого начала все разумное творение благодарит Бога. А теперь будет учиться ему во веки веков у Христа. «Он возрадовался духом» — в Духе Святом. Радость Христа — радость Бога, которой Ангелы и люди призваны приобщиться. Прежде чем принести благодарение Отцу, Он исполнился радости. Ибо хвала и благодарение Бога — естественный язык святой радости. Эта радость — корень и источник благодарения. Он благодарит Бога за то, что открыто Отцом через Сына: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». Ибо советы Божии о примирении человека с Богом уже открылись некоторым из сынов человеческих, которые могут научить также и других. Бог открывает Ангелам и святым то, что было сокрыто от начала мира. Тайны Божии открываются младенцам — тем, кто были младенцами по разумению, пока Бог Духом Святым не вознес их на небесную высоту. Мы должны благодарить Бога за честь, которую Он даровал человеческому и Ангельскому смирению, призывая всех научиться от Него, потому что Он кроток и смирен сердцем. Чтобы все увидели на Кресте Его, что сила Божия поистине в немощи совершается. Он открыл это младенцам, но утаил от мудрых и разумных, языческих философов и иудейских раввинов. Он не открыл им тайну Евангелия. Он не употребил их знания и таланты для проповеди Его Царства. Вы скажете: а как же апостол Павел и другие, подобные ему? Да, Павел был ученейшим мужем среди мудрых и разумных, но он стал как дитя, когда стал апостолом, и ничего не хотел знать, кроме Христа и Христа распятого. Бог показывает в этих Своих судах Свое державное владычество. «Ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение». Если Бог дает благодать и познание Своего Божественного Сына тем, кто меньшие, и не дает тем, кто, как нам кажется, с большим успехом мог бы донести спасительное благовестие до других, мы должны со смирением это принять. Он передает Свое Евангелие в руки тех, кто будет действовать с Божией силой, а не с человеческим искусством, которое может быть только препятствием.

Будем молить сегодня наших Ангелов, чтобы и нам даром Божиим было дано знать тайны Царства Небесного и по мере нашего смирения другим открывать их. Радость и благодарение святых и Ангелов превосходит все, когда они видят перед собой Бога и Господа. И когда мы не в суд и во осуждение причащаемся Святых Христовых Таин, соединяясь с Богом, Церковь небесная и земная немолчно вопиет: «Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже!»

Неделя 27-я по Пятидесятнице

Лк, 71 зач., 13, 10—17

В одной из синагог учил Иисус в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний. Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний? И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Слово Божие напоминает нам о необходимости молитвы. Христос в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но вместе с верующими людьми Он приходит и в церковь. Не потому что имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы должны обязательно быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, — такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди».

Об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. Она с трудом передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения.

Господь совершает чудо над этой женщиной ради ее верности заповеди Божией. Хотя она уже ни на что не надеется, она готова до смерти нести иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Господне, где дается самое главное для человека. В одно мгновение эта женщина исцеляется, выпрямляется и возносит хвалу Богу.

А состояние ее действительно было ужасное. Согнутая к земле, она ходила почти на четвереньках. Издалека можно было подумать, что это движется какое-то животное. Таково духовное состояние человека после его отпадения от Бога. Не может он выпрямиться, поднять лицо к небу, увидеть лицо другого человека. Только то, что внизу, питает и вдохновляет его. Вся радость его в том, что дает земля. А то, что выше, жизнь вечная, небесная радость, — это недостижимо для него. Как животное стал человек, согнут в три погибели, хотя физически иногда может поднимать голову свою очень высоко.

Святитель Николай (Велимирович), сербский святой, недавно прославленный Церковью, говорит, что, глядя на это чудо, мы можем понять нелепость учения материалистов, рассуждающих о том, что человек произошел от обезьяны: ходил тысячелетиями на четвереньках и потом постепенно выпрямился. В одно мгновение Господь выпрямляет человека, согнутого к земле. И в одно мгновение Он создает человека таким, каким он и должен быть, чтобы участвовать в жизни, созданной для него Господом.

Все видят, как эта женщина выпрямляется и возносит хвалу Господу. И мы видим кроме явления света явление мрака. Как помрачается начальник синагоги, блюститель Божия Закона! Боясь обличить Самого Христа (потому что не находит он для этого внутренних сил), он обращается к народу: «Есть шесть дней, в которые можно исцелять, а седьмой — день покоя, день субботний; и никто не может нарушать его».

Смотрите, что происходит. Свет чуда ослепляет этого учителя веры, и он хочет закрыть его и от других людей. Кому не ясно, что здесь действует Сам Бог. Но начальник синагоги хочет превратить Божие чудо в обыкновенное, ничего не значащее событие. Внешнее соблюдение правил для него дороже всего на свете, и он готов запретить Самому Богу совершать в субботу дела милосердия.

Женщина уже не надеялась ни на что. Но Господь Сам ее позвал. И Сам, прежде чем она обратилась к Нему, совершил это чудо. Если не подойдет к нам Господь, мы погибнем в наших грехах. «Истинно говорю вам, — говорит Он Сам, — если вы не узнаете, что это Я — что Моя благодать, Моя сила, Моя любовь действует в этих знамениях и чудесах, — вы погибнете в грехах ваших».

Благочестие и любовь — это одно и то же явление. Смысл благочестия заключается в любви, в сострадании к другому человеку. Господь говорит: если у кого из вас есть скот какой-нибудь, ослик или вол, неужели в день субботний вы не отвяжете его, чтобы отвести на водопой? Каждый человек это делает, дико было бы и жестоко по отношению к животному не напоить его. Неужели эту дщерь Авраамову, которую связал сатана и мучает уже в течение восемнадцати лет, нельзя освободить от страдания! Не для того ли существует покой субботы? Тайна милосердия Божия, жизнь вечная — вот что такое этот «покой». И только через сострадание, через подлинное благочестие мы можем войти в него.

Господь обличает грех лицемерия. Из всех грехов это самый отвратительный. Мы помним, с каким гневом Господь многократно повторяет: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры». Он никому из простых людей не говорит этих слов: «горе вам» — только фарисеям. Потому что «внешняя видимость при внутренней пустоте» явится «тайной беззакония» в Церкви. «Слушайте слово Господне, — предупреждает пророк Исаия. — Ваших собраний праздничных не могу терпеть — они беззаконие. Праздники ваши ненавидит душа Моя — они бремя для Меня, Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои. Ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь, перестаньте делать зло, научитесь делать добро. Ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 14—18). И тогда явится милость Господня, и совершится чудо. Бог есть огонь, говорит преподобный Серафим, не обряды, не пост и молитва, не добрые дела, а огонь, сокрытый в них. Не присутствие наше внешнее на празднике, а присутствие праздника в нас.

Тайна чуда заключается, говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, в нелицемерной искренней молитве. Когда его спрашивали: «За что Господь Вам дает такой удивительный дар?», он отвечал: «Это милость Божия. Я же стараюсь только всегда искренне, от всего сердца молиться и не допускать ни капли фальши в отношениях с Богом и с людьми». Где прямота этих отношений, там свет Христов, там раскрывается чудо любви Божией, там выпрямляются согнутые грехом к земле души.

Женщина, приняв дар исцеления, благодарит Господа. И весь народ изумляется тому, что Господь совершил. Человек, милостью Божией получивший исцеление, не может не благодарить Бога. Это естественно для него. И это есть признак его исцеления, потому что никто не способен приносить хвалу Господу, пока не исцелится его больная душа. Благодать Христова может выпрямить все, что грех искривил в нашей жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *