Седмица 6-я по Пасхе

Понедельник

Ин, 40 зач., 11, 47—57

Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино. С этого дня положили убить Его. Посему Иисус уже не ходил явно между Иудеями, а пошел оттуда в страну близ пустыни, в город, называемый Ефраим, и там оставался с учениками Своими. Приближалась Пасха Иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься. Тогда искали Иисуса и, стоя в храме, говорили друг другу: как вы думаете? не придет ли Он на праздник? Первосвященники же и фарисеи дали приказание, что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его.

Перед нами — повествование о последствиях воскрешения четверодневного Лазаря. «Многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него». Они и раньше слышали о многих Его чудесах, но колебались в выборе, а теперь их неверие было побеждено. Это были иудеи, пришедшие к сестре Лазаря, чтобы утешить ее. Когда мы делаем добро другим, Бог благоволит к нам.

А у других это вызвало только раздражение, еще более ожесточенным стало их неверие. Они «пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус». Судьи же, слепые вожди народа, собирают свой совет Синедриона. Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых. «Что нам делать? — говорят они. — Этот Человек много чудес творит». Они признают, что Христос творит много чудес, и тем самым свидетельствуют против себя. Они размышляют, что им делать, укоряя себя, что до сих пор не сокрушили Его. Они не думают уже, Мессия Он или нет, важно, что Он — враг, Которого надо уничтожить. «Что нам делать?» «Сколько можно говорить и не предпринимать решительных мер?»

Самым весомым аргументом для них была опасность, которую Он представляет для них. «Если мы не заставим Его замолчать, все поверят в Него, сделают Его Царем, и придут римляне и овладеют и местом нашим, и народом». Они полагают, что, сокрушив Христа, они обеспечат защиту своему народу. Им кажется, что они могут победить Победителя смерти. И в то же время со страхом думают о римлянах. Они клевещут на Господа, говоря, что успех проповеди Христовой вызовет у римлян раздражение против их народа. Господь учил народ отдавать подать кесарю, и римский правитель, когда Христос предстал перед его судом, сказал: «Я не нахожу в Нем вины». Так знакома нам эта попытка облечь ненависть ко Христу и Церкви Его в заботу о народе и общем благе!

Первосвященник Каиафа берет на себя решение вопроса. Он с презрением и злобой обрушивается на присутствующих: «Вы ничего не знаете!» «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». «Лучше для нас, — говорит он, — взять на себя вину за эту кровь ради общего блага и обеспечения интересов всего народа». Но кто надеется спасти все с помощью греха в конце концов разрушит все! Устранением Христа иудеи надеялись не допустить нашествия римлян. Но именно это произошло вскоре после Крестной смерти Спасителя. В 70-м году римляне, устав от иудейской жестоковыйности, осадили Иерусалим и превратили его вместе с храмом в груду развалин. Те самые меры, которые были предприняты для спасения народа, погубили его.

Однако в этом совете Каиафы была некая тайна, не сразу различимая, и слово Божие вводит нас в нее: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ». Он правду сказал, что Христос должен умереть, чтобы спасти народ. Но не в том смысле, какой имел в виду Каиафа. Это была правда, но в несравненно более великом и чудесном значении. Бог может говорить через самых неожиданных для нас людей, Он может посылать Свою весть через человека, который даже не сознает этого, Он может употреблять для Своих целей и нечестивых людей, которые могут говорить и делать то, что противоположно их намерениям. Многие скажут в последний день: «Не в Твое ли имя, Господи, мы пророчествовали?» Каиафа сказал это, будучи на тот год первосвященником. Это не означает, что первосвященник непременно является пророком. Но ради того, чтобы все чтили сан служителя Божия и не пропустили главное, что надо всем услышать, Бог делает это иногда через поставленных на высоту служения в Церкви. Евангелие расширяет слово Каиафы: «И не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино». Христос умер, чтобы соединить боящихся Его во всяком роде, во всех народах. Все святые всех веков встречаются во Христе.

Что же иудеи? «С этого дня они положили убить Его». Подбадривая друг друга, они обретают единство и крепость во зле. Господь уходит в страну близ пустыни. Над Иерусалимом сгущается тьма — за то, что он не познал дня посещения своего. Час Господа еще не пришел, и потому Он удаляется от опасности. Но этот уход сделает возвращение Его в Иерусалим самым великим торжеством. «Приближалась Пасха иудейская, и многие из всей страны пришли в Иерусалим перед Пасхою, чтобы очиститься». Одни из них расспрашивали, где сейчас Христос, — в надежде встретиться с Ним, другие плели против Него свой убийственный заговор. «Как вы думаете, — говорили они, — не придет ли Он на праздник?» Что может быть ужаснее, чем когда святые праздники употребляются не для святых целей? И они дают приказание, «что если кто узнает, где Он будет, то объявил бы, дабы взять Его». Как неотступны иудеи в преследовании Христа! Как стараются они вовлечь в это преступление других! Как уподобляются они в этом диаволу!

Вторник

Ин, 42 зач., 12, 19—36

Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Фарисеи преисполнены бессильной злобы против Христа. Они признают, что не в состоянии остановить Его. «Вы ничего не успеваете», — упрекают они друг друга. Противостояние Христу не дает ничего, но лишает всего. Они говорят, что «весь мир идет за Ним». И оказываются намного правдивее, чем сами об этом думают. О если бы эта правда исполнялась и в наши времена!

«Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые еллины». Так назывались иногда иудеи рассеяния, живущие среди язычников. А, может быть, это были язычники — прозелиты врат, подобные евнуху или Корнилию сотнику, о которых мы читаем в книге Деяний. Они приходят к Филиппу и говорят ему, что желают видеть Христа. Мы напрасно приходим в храм на праздник, особенно в Пасху, если в наших сердцах нет великого желания видеть Христа. «Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу». Служители Христовы должны помогать друг другу в приведении душ ко Христу. Они знают, что приходящего к Нему Христос никогда не изгонит вон. И мы слышим первый, слабый еще, намек на то, что проповедь Христова будет обращена ко всему миру.

«Пришел час, — говорит Господь, — прославиться Сыну Человеческому». Господь пришел спасти всех, и если язычники начинают искать Его, значит, этот час славы Его пришел. Чем больше искупленных, тем больше слава Искупителя. Господь говорит о часе Своего торжества, и эта победа будет достигнута через смерть Его: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно», и вы никогда больше его не увидите, «а если умрет, то принесет много плода». В Своем Воплощении Христос пал на землю. Но это еще не все: Он умер. Он был положен во гроб как зерно в недра земли. И подобно тому, как зерно прорастает, сияя свежестью и новой зеленью, и колосится, и приносит плод, так Христос Своей смертью дарует жизнь бесчисленному множеству человеческих душ. И кровь мучеников — семя Церкви.

Господь обещает щедрое воздаяние каждому, кто с верою примет Его и сохранит верность Ему до конца. «Любящий душу свою — то есть жизнь по плоти, исполненную самоугождения, — погубит ее», — то есть лишится бесконечно лучшей жизни. «А ненавидящий душу свою в мире сем — то есть любящий Христа до ненависти к обманчивой сладости греха, которым пронизано все в отпавшем от Бога мире, — тот сохранит ее в жизнь вечную» — и достигнет воскресения праведных. «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет».

Еллины желали видеть Христа, но недостаточно видеть Его, надо Ему служить. Мы должны идти за Ним, куда Он ведет нас и так, как Он ведет нас. Христос — там, где Его Церковь, и ищущие Его должны быть в Церкви, предстоя Ему. «Где Я, там и слуга Мой будет» — несомненно, Господь говорит о Кресте и о пребывании с Ним в раю. Как бы ни было неприметно чье-то служение Христу, «его почтит Отец Мой», — говорит Христос. Крест — слава всецелой отдачи себя Богу и людям, и в мире, где царствует грех, только смертью дается жизнь.

И внезапно мы оказываемся свидетелями борения Христа, подобного Гефсимании. Дело, которое Он должен совершить ради спасения мира, означает принятие Им на Себя грехов мира — того, что совершенно противоестественно Его безгрешной природе. «Отче, избавь Меня от часа сего», — молится Он. Однако предает Себя до конца открытой Ему Отчей воле: «Но на сей час Я и пришел». «Отче, прославь имя Твое» — и это звучит как: «Да будет воля Твоя», и воля Отчая — Его слава. «Тогда пришел с неба глас: и прославил, и еще прославлю». Имя Божие прославилось в жизни Христа, в Его учении и чудесах, в сиянии Фавора и в образе святости, которую Он явил людям. И оно прославится еще в смерти и Крестных страданиях Христа и во всем, что последует за этим. «Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему». А Господь сказал: «Не для Меня был глас сей, но для народа». Все, что открывается с небес о Господе нашем, открывается ради нас, чтобы, последуя за Ним в страданиях, мы утешались Его утешением.

«Ныне суд миру сему», — возвещает Христос. И это значит, что смерть Его на Кресте — суд этому миру. Сокровенное человеков откроется по отношению ко Кресту Христову. Между праведным Богом и грешным миром водружается Крест, и всем приходящим ко Христу с покаянием даруется спасение. «Ныне князь мира сего изгнан будет вон». Силою Крестной разрушается власть греха, и сатана будет изгнан как обманщик человеческого рода. С какой уверенностью Христос говорит о победе, как если бы она уже совершилась. И, предавая Себя смерти, Он торжествует над ней.

«И когда Я вознесен буду от земли, — говорит Он, — всех привлеку к Себе». Христос влечет к Себе не силой, а любовью, явленной на Кресте. Чудесное возрастание Церкви было после Крестной смерти Господа. И чем яснее в мире проявляется Крест Христов, тем больше ищущие истину влекутся ко Христу. Накануне Второго Пришествия Христова на небе явится Крест Его, перед которым восплачутся все племена земные.

«Еще на малое время свет есть с вами; — говорит Христос, — ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма». Время жизни нашей коротко, и оно дается нам, чтобы мы могли придти к небесам. Преклоняется к вечеру день человеческой истории, и ходящие во тьме не знают, куда идут и куда идти. Уберите из мира свет Христов, и люди перестанут отличать добро от зла и жизнь от смерти. «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света». Бог есть свет, веруйте в Бога и во Христа Его, и яко чада света ходите.

Среда

Ин, 43 зач., 12, 36—47

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них. Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него, да сбудется слово Исаии пророка: Господи! кто поверил слышанному от нас? и кому открылась мышца Господня? Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их. Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем. Впрочем и из начальников многие уверовали в Него; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги, ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию. Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир.

«Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света». «Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них». Господь все сказал нам в Своем Евангелии, и если мы не будем слушаться этого, Он не скажет нам больше ничего и навсегда скроется от нас.

Не это ли происходит с иудеями? «Столько чудес сотворил Он пред ними, и они не веровали в Него». Они видели своими глазами великое множество Его чудес и не веровали. Так исполняется пророчество Исаии: «Господи! Кто поверил слышанному от нас? И кому открылась мышца Господня?» Чем невероятнее событие, тем яснее о нем Божественное предвидение. Никто не мог представить, что Царство Мессии, засвидетельствованное столькими чудесами, встретит такое противостояние со стороны иудеев, обнаружит их поистине поразительное неверие. Сам Христос удивился неверию их. Но об этом и пророчествовал Исаия: «Кто поверил слышанному от нас?» Очень немногие из иудеев поверили. И перед концом мира человечество так подпадет под их влияние, что Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле? Они видели Христовы чудеса, но им не открылась в них мышца Господня.

«Потому не могли они веровать, что, как еще сказал Исаия, народ сей ослепил глаза свои и окаменил сердце свое, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем». Они не могли веровать, потому что не хотели веровать. Господь ожесточает сердца упорствующих в отвержении истины, но суды эти направлены на то, чтобы яснее показать им, что пока они не обратятся, Он не исцелит их. Их слепота и ожесточение — предупреждение тем, кто не хочет оставить грех и покаяться. Знает Господь дела их, и знает дела наши. Христос знает, кто предаст Его. Господь не может никого обмануть в Своем предведении, и Его нельзя обмануть никому. Он не предопределил никакой народ к неверию, но даже чье-то неверие Он силен употребить в Своих дальнейших спасительных целях. «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем».

«Впрочем, и из начальников многие уверовали в Него», но не имели мужества исповедовать свою веру. Может быть, были среди них такие, как Никодим, которые в сердце своем радуются о истине, но не решаются открыто сказать об этом. Может быть, хороших людей больше, чем нам порою кажется. Их грехи известны, а покаяние нет. И, может быть, еще не пришел их час. Но слово Божие скорее говорит здесь о других. «Ради фарисеев они не исповедывали Христа, чтобы не быть отлученными от синагоги». Есть основания усомниться в искренности веры, которая боится или стыдится обнаружить себя. Они не хотят быть отлученными от синагоги, потому что это позор и угроза их благополучию.

Что лежит в основании этого страха? «Они возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию». Сколь многие лишают себя славы Божией, ища одобрения и похвалы людей. Они могут лицемерно изображать из себя христиан, когда вера — в почете или в моде, но все может внезапно измениться. Жизнь показала, как быстро они могут стать предателями и отступниками, когда вера снова в поругании. Однако человеческие суды имеют какую-то силу, только пока мы здесь на земле. А судам Божиим принадлежит бесконечная вечность. Мудр ли кто из вас, покажи это на деле, предпочитая похвалу Божию похвале людской. Если и весь мир отречется от Христа, мы не отречемся от Него — Господу содействующу. Не бойся, что, исповедуя Господа, ты останешься один. Ибо «с нами больше, чем с ними», — как сказал пророк.

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня». Господь в последний раз возвышает Свой голос перед всем народом — то, что последует потом, будет Его сокровенной беседой с учениками и предстоянием перед судом Пилата. Христос — от начала Сущий — торжественно провозглашает суть Своего учения роду человеческому, подобно тому как Моисей богоизбранному народу. «Вот Я положил пред тобою жизнь и смерть».

Несравнима ни с чем милость и честь быть христианином. Видевший Его видел Отца. Нет иного пути к Отцу, кроме как через Сына. «Я свет пришел в мир, — говорит Он, — чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме». Нет большего утешения для христианина, чем быть избавленным от вечного мрака, от власти тьмы, и самому стать светом в Господе.

«И если кто услышит Мои слова и не поверит, — говорит Христос, — Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Прежде Страшного Суда Господь должен совершить иное дело — спасти мир. Предложить спасение всему миру, дать каждому человеку возможность принять его. Он пришел не судить мир, но спасти мир. Не праведный гнев Божий послал Его к людям, но непостижимая Отчая любовь. Тем не менее, пришествие Христа с неизбежностью означает Суд. Ибо в Нем Бог встречает человека, и человек встречает Бога. И эта встреча и есть спасение, и эта встреча и есть суд. Отношением ко Христу и правде Его определяется, что из себя представляет человек и вечная участь его.

Вознесение Господне

Четверг

Утреня

Мк, 71 зач., 16, 9—20

Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь.

Еще сегодня утром мы прощались с Пасхой, и светлая радость пасхального праздника срастворялась печалью, потому что мы прощались с Воскресшим Христом. Однако Святая Церковь знает, что Пасха Господня продолжается и Господь пребывает с нами до скончания века всей радостью, всей силой Своего Воскресения.

Самим богослужением праздника Вознесения Церковь свидетельствует, что Пасха Господня продолжается. На утрени, после чтения Евангелия, мы воспеваем победную песнь: «Воскресение Христово видевше», хотя праздник уже другой. Это означает, что победа над грехом и смертью уже никогда не отнимется от нас.

Это напоминание и о том, что в празднике Вознесения может участвовать только тот, кто видел Воскресение Христово, кто приобщился победе Христовой. Если раньше мы говорили, что нельзя прикоснуться Пасхе Христовой, не сораспявшись со Христом, то теперь скажем: невозможно участвовать в празднике Вознесения Господня, не будучи приобщенным Его Воскресению. Пасхальная тайна увенчивается не только великим праздником Вознесения, но и Пятидесятницы. Эти два праздника в свою очередь перекликаются друг с другом. В Вознесение Господь возносится на небо, чтобы войти в Свою славу. В Пятидесятницу — Дух Святой сходит с небес, чтобы укрепить и освятить верных.

Мы слышим Евангелие о явлении воскресшего Христа Своим ученикам. Иисус является сперва Марии Магдалине, затем двум другим ученикам. Они возвещают об этом остальным, «бывшим с Ним», но те не верят. Они пребывают в горе и не внимают радостной вести. Сосредоточенность на своей скорби не дает им прикоснуться к радости победы Христовой над смертью.

Господь упрекает их за неверие и жестокосердие не потому что хочет отвергнуть их, а потому что хочет напомнить им об ответственности их апостольского служения. Не бесплодные слезы должны они лить над своими якобы обманутыми надеждами, но идти по всему миру с пасхальной радостью. Обратим внимание, что воскресший Христос явился одиннадцати возлежавшим на вечери. Это Евхаристия, место, где ученики всех времен могут восстановить свои силы, исцелиться от уныния и воскреснуть от смерти духовной, которая подстерегает их, когда они удаляются от живого присутствия воскресшего Христа.

Христианство — не идеология, а потрясающая встреча с Богом, восхотевшим разделить с нами нашу человеческую жизнь, чтобы сделать нас причастниками Божественной жизни. Встреча со Христом в сокровенности Причастия подвигает к неотложному свидетельству о победе Божией перед миром.

Воскресший Христос говорит Своим апостолам: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». «Идите, — говорит Господь, — и проповедуйте». Узнать, что Христос воскрес, и идти проповедовать о Воскресшем — одно и то же явление. Там, где нет желания возвестить другим эту благую весть, нет подлинного знания, что Христос воскрес.

«Воскресение Христово видевше», мы должны возвещать об этом присутствии Божием в мире, явленном во Христе для спасения людей. Иными словами, проповедовать Евангелие — значит являть своей жизнью — и только потом уже словом — эту новую силу, что Христос жив, что наша жизнь и смерть неотделимы от Его победы.

Благовестие Воскресения обращено ко всем. «Се бо прииде Крестом радость всему миру», «идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Мы помним, как отвечал Христос на вопрошание учеников о времени разрушения Иерусалима и кончины мира: «во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие» (Мк. 13, 10). Оно должно быть проповедано всем людям, чтобы они имели возможность свободно принять или отвергнуть спасение, предложенное во Христе.

Вся история человечества раскрывается, таким образом, как бы продолжением суда над Христом. Но теперь народы и их вожди поставлены перед свидетельством о Христе Воскресшем, которое является спасением их или осуждением в зависимости от того, как они принимают это свидетельство. И это значит также, что, кроме благовестия о Воскресшем Христе, не существует спасения. «Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем».

Эта вера, естественно, приводит ко крещению, вхождению в Церковь, где видимым образом продолжается присутствие дара Божией любви во Христе Иисусе. Таинство Крещения обретает полноту своей силы только с верой. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, — говорит Христос, — а кто не будет веровать (даже если крестится), осужден будет». И всякий, кто подлинно принимает это таинство, становится свидетелем Воскресения Христова.

И далее Господь говорит о знамениях, которые будут сопровождать уверовавших. «Именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы». Разве не видим мы в этом изгнании бесов, возложении рук — продолжение того, что Христос совершал на земле? Вся жизнь Его была борьбой против силы вражией, ищущей поработить людей. С самого начала, прежде Своего выхода на проповедь, Он был в пустыне искушаем сатаною. И быть учеником Христовым — значит непрестанно сражаться против зла мира сего, свидетельствуя тем самым вслед за своим Божественным Учителем, что мир этот призван стать иным, небесно совершенным. В этом и заключается святость бесчисленных Христовых святых. А дар новых языков — прежде всего знамение нового общения в любви и истине, даруемого Воскресшим Христом.

«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». Прославление Христа и присутствие Его в уверовавших в Него, в тех, кого Он послал в мир, — две тайны, неразрывно связанные друг с другом. Вознесение на небо и седение одесную Бога Отца означает такое вхождение Господом в Божественный мир, какое никто не мог осуществить. Он поднимает человечество до Бога, потому что Он Сам Бог. Исповедовать, что Он воссел одесную Бога, — значит выражать веру, что Ему принадлежит Царство и сила и слава во веки со Отцем и Святым Духом. И род человеческий призван стать через Церковь участником Его Царства и силы и славы. Смысл того, что возвещает Евангелие о проповеди «везде», при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями, предельно ясен: нет такой области жизни, от которой могла бы быть отделена Церковь, — через Церковь действует и говорит Христос. Иными словами, присутствие Божества на земле, которое было во плоти Богочеловека до Его смерти, теперь перешло в Церковь. Он воистину с нами во все дни до скончания века.

Но только в первый вечер Пасхи, когда воскресший Христос дунул на Своих учеников и сказал: «Приимите Духа Святого», а в полноте только после Пятидесятницы — открывается по-настоящему весь путь Христов. Только тем, кто сподобляется принять в себя Его Божественное дыхание. Только тем, кто исполняется решимости идти и сражаться со злом, как Он говорит, приобщаясь вместе с Ним до конца даром Его любви всему, что есть на нашей земле. Чтобы вместе с Ним, как Он предлагает, достигнуть нашего вечного неба.

В этот праздник Вознесения обратим наши взоры туда, где Христос восседает одесную Бога Отца. Будем горнего искать, а не земного. Ибо мы умерли со Христом, и наша жизнь сокрыта с Ним в Боге (Кол. 3, 1—3). Будем совершать наше восхождение в радостной надежде. «Когда же явится Христос, жизнь наша, тогда и мы явимся с Ним во славе» (Кол. 3, 4).

Литургия

Лк, 114 зач., 24, 36—53

Тогда воскрес Иисус из мертвых, и стал посреди учеников Своих, и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними. И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь.

Вчера мы простились с праздником праздников — Пасхой Господней. Прежде Вознесения Христова постараемся глубже всмотреться в то, что Он открывает Своим Воскресением. С каким великим изумлением встречают ученики воскресшего Господа. Он являлся посреди них в самый нужный для них момент, когда они сравнивали различные свидетельства о Его Воскресении. «Мир вам», — возвещает Христос их смятенным душам. Они не верили тем, кто видел Его, потому Он приходит Сам. Он обещал им, что после Его Воскресения они увидят Его в Галилее, но столь велико было Его желание скорее увидеть их, что Он, предваряя встречу с ними в Галилее, встречает их в Иерусалиме. Христос часто дает нам больше, чем обещает, но никогда не меньше. Мир и любовь приносит им Христос, и прощение за то, что Петр трижды отрекся от Него и остальные разбежались.

«Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа», потому что Он встал посреди них, прежде чем они осознали это. Они думали, что это дух, не облеченный в тело. Но Господь сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» Всякий раз, когда мы даем место страху в наших сердцах, в них входят разрушительные сомнения. А иногда этот страх бывает следствием наших сомнений. И как часто смятение охватывает нас оттого, что мы ложно мыслим о Христе. Они подумали, что видят бесплотного духа, в то время как перед ними был воскресший Христос. Христос смиряет и просвещает нас, а мы не узнаем Его, как если бы от Него могла исходить опасность, и Он был причиной нашего смущения. Но все смущения наши и страхи ведомы Господу. Он укоряет Своих учеников за неверие, и хочет, чтобы мы научились укорять за такие помыслы себя.

И Господь дает доказательство Своего Воскресения, прогоняя их страхи и укрепляя их веру. Он показывает им Свое пречистое тело, Свои руки и ноги: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам». У Меня есть руки и ноги, и это значит настоящее тело. И вы видите следы гвоздей на Моих руках и ногах, и потому это Мое тело, то самое, которое вы видели распятым. А дух плоти и костей не имеет: «Это Я Сам, — как бы говорит Он им, — Тот, с Кем вы были так близко знакомы и вели столь сокровенные беседы. Это Я Сам, Тот, встрече с Которым вы должны радоваться, а не бояться ее». Господь взывает к их зрению, показывает им Свои руки и ноги, пробитые гвоздями. Он сохраняет следы их в Своем прославленном теле, чтобы у них были доказательства, что это Он Сам. И Он хочет, чтобы они видели их. Впоследствии Он покажет их Фоме. Потому что Он не стыдится Своих страданий за нас. Тем более, мы не должны стыдиться их и наших страданий за Него. Он взывает к их осязанию: «Осяжите Меня и рассмотрите». Он воспретил Марии Магдалине прикоснуться к Нему. Но позволяет это апостолам, потому что им предстоит проповедь о Его Воскресении и о Его Крестных страданиях, и они должны быть более чем удостоверены в этом. Он повелел им прикоснуться к Нему, чтобы они убедились, что Он не призрак, не дух.

С самого начала в Церкви было много еретиков, утверждавших, что у Христа не было подлинного тела, что Его рождение не было истинным и Его страдания не были настоящими. Милостью Божией эти лжеучения давно похоронены, и мы знаем и исповедуем, что Христос — не призрак, не дух, но что Он имеет настоящее человеческое тело даже после Своего Воскресения.

Воскресший Господь ел с ними, чтобы показать им, что у Него настоящее человеческое тело. В книге Деяний апостол Петр подчеркивает это: «Мы ели и пили с Ним по Воскресении Его из мертвых» (Деян. 10, 41). В Евангелии сказано: увидев Его пронзенные руки и ноги «они не верили от радости и дивились». Так медленно входят они в тайну победы Христовой, потому что Воскресение Христово поистине превосходит всякое разумение. Они видят Воскресшего Христа и не верят — теперь уже от радости, потому что слишком велико, слишком чудесно, слишком истинно — то, что открывает им Бог.

«Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда». Господь по Воскресении Своем вкушает их простую земную пищу, чтобы они в Царстве Отца Небесного могли вкушать с Ним Его Божественную небесную пищу. «И сказал им: вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах». Мы лучше бы понимали, что совершил Христос, если бы лучше помнили, что Он сказал. Все, что написано о Мессии в Ветхом Завете, должно было исполниться в Нем. Все, что написано о Его Страданиях и о Его Царстве, — в Законе Моисеевом, пророках и псалмах. Как многоразлично Бог из глубины веков открывает Свою волю. И теперь Христос «отверз им ум к уразумению Писаний». Господь дарует истинную веру, отверзая наши умы и сердца Духом Святым к познанию истины. Благодатные переживания вечной жизни и слово истины неотделимы друг от друга. И никто не может постигнуть мудрость Писаний без просвещения свыше. Великое благовестие о смерти и Воскресении Христовом должно быть проповедано всему миру. «Так написано, — говорит Господь, — так надлежало пострадать Христу».

Идите, и скажите людям, что Христос пострадал, как написано о Нем. Идите и проповедуйте Христа распятого, не стыдитесь Его Креста и Его страданий. Скажите всем, что Он должен был пострадать, чтобы взять на Себя грехи мира. И что Он воскрес из мертвых в третий день — по Писаниям. Скажите всем, что Тот, Кто был мертв, — живой, и живет во веки, и имеет ключи смерти и ада. Отныне проповедь покаяния открывается роду человеческому светом Его победы. Покаяние в грехах должно быть проповедано во имя Христово и Его властью. Идите и скажите всем людям, что они должны обратиться ко Христу Богу, и их сердца и жизнь должны измениться. Величайший дар прощения грехов предлагается всем и несомненно дается всякому, кто кается и верует в Евангелие. Идите и скажите погибающему в отчаянии миру, что для всех есть надежда. Никто не исключен, и апостолы должны начать от Иерусалима, откуда занялась заря дня Господня. Так ярко первое сияние славы воскресшего Искупителя, что проповедники Его могут смело смотреть в лицо всем врагам Божиим.

Скоро благодать Воскресения прольется на всю Церковь, и великое множество людей станут причастниками ее. «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас, — говорит Христос, — и вы облечетесь силою свыше». Не мерою они примут Духа Святого со всеми Его дарованиями, необходимыми для их служения. апостолы Христовы никогда не могли бы покорить мир Евангелию, если бы они не были облечены этой силой. Это сила свыше была обещана Отцом Небесным. Потому она несокрушима, а благодатные действия ее неисчислимы. Христовы посланники должны ждать, пока они обретут силу. Хотя в мире не может быть ничего более неотложного, чем проповедь Евангелия, но проповедники его должны оставаться на том месте, где Христос был распят и воскрес, пока не облекутся силою свыше.

И, наконец, само Вознесение Господа на небо, о котором Евангелие повествует в немногих словах. Как торжественно Господь прощается со Своими учениками! Сойдя с небес на землю в Своем Воплощении, Он завершает Свое служение, и теперь возвращается на небо, чтобы всегда пребывать там. Его вознесение было в Вифании, близ Иерусалима, на горе Елеонской. Там был сад, в котором начались Его Крестные страдания, там была Его молитва до кровавого пота. Вифания означает дом печали. Кто хочет взойти за Господом на небо, должен начинать свое восхождение от дома скорбей и печали. И отсюда недавно начинался Его торжественный вход в Иерусалим.

Кого Господь избирает быть свидетелем Своего Вознесения? Тех, кому Он явился по Своем Воскресении. «И, подняв руки Свои, Он благословил их». Он прощается с ними, даруя им Свою любовь. Он оставляет позади Себя благословение. Он благословляет их, чтобы показать им, что, возлюбив сущих с Ним в мире, Он возлюбил их до конца. «И когда благословлял, стал отдаляться от них». Это значит, что после Его прощания с ними не прекратится Его благословение. Он начал благословлять их на земле, и на небо Он восходит, продолжая благословлять их.

«Он стал отдаляться от них». Он показует нам путь. Тот, Кто любит нас и молится за нас, и просвещает нас, должен оставить нас. Кто знал Его по плоти, уже не будут так знать Его. «Он стал отдаляться от них и возноситься на небо». Не было нужды ни в огненной колеснице, ни в огненных конях — Он знал путь.

При Вознесении Господа ученики поклонились Ему. Облако, принявшее Его и разлучившее Его с ними, не могло заслонить их от Него. «Они возвратились в Иерусалим» с великой радостью. Они пришли в Иерусалим, и оставались в нем, прославляя Бога. С ними произошла чудесная перемена. Когда Христос сказал им на Тайной Вечери, что уходит от них, их сердца исполнились печали. А теперь — великой радостью. Они пребывают в непрестанной молитве, в ожидании исполнения Отчего обетования. Они постоянно находятся в храме, подобно их Божественному Учителю, когда Он был в Иерусалиме. Ветхозаветные храмовые жертвы упразднены Христовой жертвой. И ученики уготовляют свои души к принятию Святого Духа, чтобы сообщить всему человеческому роду весть о спасении — Крестом Христовым, Его Воскресением и Вознесением.

Пятница

Ин, 47 зач., 14, 1—11

Сказал Господь Своим ученикам: да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте. В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я. А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня. Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.

Накануне Своих Крестных страданий, перед лицом неминуемых страшных испытаний, которые ожидают Церковь, Христос говорит Своим ученикам: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте». Господь не говорит: «Да не печалится сердце ваше» среди многих скорбей. Но — «не давайте место неверию», сердце — главная крепость. Пусть будет отнято все, но всяческим хранением храните ваши сердца. «По тому узнают, что вы Мои ученики». Наступает время, когда мы должны веровать в то, что невозможно доказать и принимать то, что выше человеческого разумения. Чтобы устоять среди не бывалых еще бурь, надо иметь веру. Кто истинно верит в Бога, верит в Иисуса Христа. И только вера в Бога, явившегося плотию, спасает нас среди торжества зла в этом мире. Радость веры — исцеление от отчаяния, которым, кажется, скоро будут охвачены все.

Но где взять эту радость? У Бога, прежде создания мира уготовавшему всем верным эту радость, это блаженство, это Царство, которому не будет конца. «В доме Отца Моего, — говорит Христос, — обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам». Это дом Отца, и Его Отец — по дару Его, наш Отец. Здесь мы в гостях, а на небе мы будем дома, в родном Отчем доме. Много обителей в нем, и каждый получит единственную свою, и самая прекрасная будет у того, кто больше возлюбил Бога. Много обителей в доме Отца, и это значит, что на небе хватит места для всех. Потому что сердце Божие — пространнее небес. Как уверяет нас Господь в истинности Своего обещания! «А если бы не так, Я сказал бы вам». Он заранее сказал о гонениях, о ненависти, о скорбях, которые предстоят верующим в Него. О кресте, который они должны понести. Но и о славе Креста. Он — не тот, кто пытается привлечь обещанием легкого пути. Он хочет сообщить нам Божественное величие. «Я иду приготовить место вам», — говорит Господь. Надо было, чтобы Он шел впереди всех. Небо не было бы приготовлено для нас, если бы не было в нем Христа.

«И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Он говорит о Своем Втором Пришествии. Он придет, чтобы собрать всех у Себя. Где Христос, там те, кто Христовы. Они будут вечно — не зрителями только, но причастниками Его славы. И Господь являет Себя Своим ученикам как путь к этой славе. «Вы знаете этот путь, и куда Я иду, — говорит Он им, — Я говорил вам о нем, вы не можете этого не знать». Сколько раз говорил им Господь, куда Он идет, а они никак не могут понять. «Господи, не знаем, куда идешь, и как можем знать путь?» — вопрошает за всех Фома. Никто не должен стыдиться сомнений, потому что поистине, кто ищет, тот найдет. «Я есмь путь и истина и жизнь, — говорит Господь, — никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Христос — путь. В Нем — встреча Бога и человека. Кто следует за Ним, никогда не заблудится. Он — истина, в которой нет ни заблуждения, ни лжи. Кто ищет истину, тот найдет ее во Христе. Он — жизнь, ибо мы живы только Богом, и только в Нем, и только через Иисуса Христа. Христос — путь, истина и жизнь. Он — Альфа и Омега, начало и конец. И середина. Он — истинный и живой путь. Все другие пути могут только казаться истинными, но конец их — смерть.

«Никто не приходит к Отцу, как только через Меня», — говорит Христос. Отпавший от Бога человек не может придти к Богу иначе, как через Христа. «Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего». Они знали Христа, но они еще не знали Его, как следовало бы знать. Однако, несмотря на их немощь, Господь радуется их искренней устремленности к Богу. Многие из учеников Христовых имеют большие познания о Боге, чем они думают. И, взирая на Христа, они видят славу Отца. «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас». Они хотят видеть еще больший свет. И мы также хотим. Нет у нас иного желания. Но мы не знаем, как этого достигнуть. И пути Господни — не наши пути.

«Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп?» С первого дня, как Филипп пришел к Нему, он исповедал Его Мессией, и все-таки до сего дня он не познал Отца во Христе. «Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?» Всякий, кто видел Христа по плоти, мог бы видеть в Нем Отца. Всякий, кто видел Христа очами веры, видел в Нем Отца, хотя он и не сразу это осознал. «Я в Отце и Отец во Мне», как и раньше Он говорил: «Я и Отец одно». Познавая Христа, мы познаем Отца, и, видя Его, мы видим Отца. Мы должны верить этому — ради Его слова. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя». Христос говорит не от Себя, но от Божественного разума, по Превечному Совету. И мы должны верить этому — ради Его дел. «Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела». Потому сами дела Христа свидетельствуют об Отце. Такой же ответ дал Христос посланным от Иоанна на вопрос, Мессия ли Он, или они должны ждать другого. «Пойдите, скажите Иоанну, — говорит Господь, — что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют, и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11, 2—6). Много дел Божественной силы и Божественного милосердия совершил Христос, и Отец Его совершил их в Нем. Чудеса Христовы не только убеждают в Его Божественности не знающих Бога, но утверждают веру верующих в Него.

Суббота

Ин, 48 зач., 14, 10—21

Господь сказал Филиппу: разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю. Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.

«Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне», — говорит Христос. Однако Ученики Его исполняются печали при мысли о том, что станет с ними, когда их Учитель уйдет. Они будут как овцы, не имеющие пастыря. И Господь утешает их обещанием, что им дано будет облечься силою свыше.

«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Прежде всего, Христос говорит, что Его ученики сотворят дела, которые Он творит, и даже больше, чем Он. Как Христос исцелял немощных, очищал прокаженных, воскрешал мертвых — так будут и Его ученики. Как Он приводил к покаянию многих, открывая истинного Бога, так будут и они. Хотя Христос уходит, но дело Его не прекратится, а продолжится с еще большей силой. Ученики Его сотворят даже больше, чем Он. Христос совершал чудеса в течение только трех лет, в одной стране, а Его последователи будут во имя Его совершать чудеса в течение многих веков в разных странах. В дни земной жизни Христа Его проповедь была ограничена Палестиной, а после Его Крестной смерти и Воскресения она не будет знать ограничений, и Дух Его будет мощно действовать повсюду.

«И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю», — говорит Господь. Мы можем просить в молитве что угодно, но наша молитва должна быть во имя Его. Это значит, что мы не должны просить в молитве того, что недостойно имени Христова, что противно заповеди Его. Будучи грешными людьми, мы не можем просить во имя свое — что может значить наше имя на небесах? Но там, где искание Царства Христова и правды Его, «если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю», — говорит Христос. Он идет к Отцу, прославляя имя Отца, и наша молитва, в которой — о чем бы мы ни просили — звучит: «Да святится Имя Твое», не может остаться без ответа.

«Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», — говорит Христос. Есть одно только доказательство подлинной любви к Богу — послушание Ему, исполнение Его заповедей. Самые великие слова о любви, самые прекрасные переживания без этого ничего не значат. Подлинная любовь не дается легко.

Но как достигнуть этой подлинной любви, этого подлинного послушания? Христос не оставляет нас одних в наших духовных сражениях. Он обещает Своим ученикам послать от Отца Духа Святого, другого Утешителя. Когда Христос был с ними, Он ходатайствовал пред Отцом за них, а теперь Дух, от Отца исходящий, будет действовать в них. Христос был утешением для Своих учеников, когда Он был с ними, а теперь, оставляя их, Он пошлет им Другого. Отец дает им Его. Тот, Кто дал нам Сына как нашего Спасителя, даст нам и Духа Своего как нашего Утешителя. Это вечное благословение: «Да пребудет с вами вовек». Со всеми, кто Христов, до конца света, и в бесконечной вечности.

Этот Утешитель — Дух истины, «Которого вы знаете». Он — Дух истины, Он наставит вас, и других — вашим служением, на всякую истину. Христос — истина, а Он — Дух истины. Мир не может Его принять, потому что не видит Его и не знает Его. Утешения Духа — безумие для людей мира сего, так же, как Крест Христов. Где торжествует дух мира сего, там нет места Духу Божию. Лучшее знание Духа истины — то, которое обретается личным опытом. «Вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет». Они были со Христом, и потому не могли не знать Духа истины. Ни с чем не сравнимое утешение — дар Духа Святого дается только ученикам Христовым — не миру.

«Не оставлю вас сиротами, — говорит Господь, — приду к вам». Сколь бы скорбной ни была порой жизнь христиан, она никогда не бывает безутешной, они никогда не остаются сиротами, потому что Бог — их Отец. Господь придет к Своим ученикам по Своем Воскресении, как и раньше Он говорил им: «В третий день воскресну». Он будет приходить к ним не только в течение сорока дней по Воскресении, но — каждый день Духом Святым — в знамениях Своей любви и благодати.

«Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить». Отступивший от Бога мир полагал, что он уже достаточно насмотрелся на Него, и требовал: «Возьми, распни Его». Этим определяется судьба мира, Он уже не увидит Христа. Но ученики Его будут иметь общение с Ним, когда Он будет взят от мира. «В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас», — говорит Христос. Эти святейшие тайны в полноте откроются на небесах. Теперь еще не открылось, что будем, но там откроется, что мы были. Начало совершенного познания будет после излияния Святого Духа на апостолов. Всякий, кто сподобляется принять Духа истины, узнает, что Христос — в Отце, и Отец — в Нем. И что мы — во Христе, и Христос — в нас. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, — говорит Господь, — тот любит Меня». Не тот, кто имеет величайшие познания и разум, не тот, кто раздает все имения свои ради Него, но кто соблюдает заповеди Его. «А кто любит Меня, — говорит Он, — тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». Откровение Божие дорого стоит. Только тому, кто соблюдает заповеди Его, Христос являет Себя. Только к тому, кто ищет Бога, и, несмотря на все свои поражения, снова и снова устремляется к Нему, приходит воскресший Бог. Небо и земля, Бог и человек, и все люди друг с другом связаны узами этой любви.

Неделя 7-я по Пасхе

Святых отцов I Вселенского Собора

Ин, 56 зач., 17, 1—13

Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить. И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое. Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть, ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них. Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

Сегодня Господь в Своей первосвященнической молитве говорит: «Я и Отец одно», и, обращаясь к Отцу Небесному: «Все Мое — Твое». Святые отцы свидетельствуют, что эти слова понятны каждому человеку, но когда Он вслед за этим добавляет: «И все Твое — Мое», то совершенно ясно, что никто никогда из людей не исповедовал такого единства с Богом Отцом. Блаженный Августин говорит, что он нашел мудрость, которую исповедует христианское откровение, во всех великих религиях, но он нигде не нашел того, что Слово стало плотью. И оттого вся мудрость этих религий становится относительной, становится ложью. Бог стал человеком, чтобы человек мог быть по благодати богом, чтобы все, что имеет Бог, принадлежало нам. Чтобы мы этой жизнью приобщались Церкви Святой. И эту жизнь хранили, и эту веру исповедовали.

«В том вечная жизнь, — говорит Господь, — да знают Тебя Единого истинного Бога и Посланного Тобою Иисуса Христа». Не плоть и кровь открывают человеку это знание, по свидетельству Спасителя апостолу Петру, а Отец, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Только неложное, непрелестное знание Бога, которое никто не может дать, кроме Бога, дает Церкви вечную жизнь, для которой созданы все люди и которую Церковь должна донести до всех людей. Прежде чем проповедовать истину и спасать людей истиной, Церковь — те, кто принадлежит ей, — должны сами познать истину не одним умом, но ощутив в себе дыхание Божественной жизни. И со страхом и трепетом, с радостной готовностью ничего не пожалеть, только бы не утратить этого дара, свидетельствовать о присутствии Единого Истинного Бога в своей личной жизни. И если есть присутствие Его в нашей личной жизни, то она становится связанной с жизнью других людей. И мы понимаем, что смысл нашей жизни, пребывания в Церкви заключается в том, чтобы сохранить эту истину и донести ее до всех людей, потому что она принадлежит всем — и тем, кто в Церкви, и кто еще «не двора сего» (Ин. 10, 16). Истина — это любовь, которая рождается от познания вечной жизни, познания Бога.

Однако Господь молится не о всем мире, а только о тех, кто верует в Него. «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». Господь напоминает о том отступлении, которое будет все более возрастать в мире. И мир станет восприниматься уже не просто как то, что сотворено Богом и искажено грехом, а как человеческое общество, объединяющееся без Бога. И против Бога.

«Не о том Я молю, — говорит Христос, — чтобы взял их от мира», а о том, чтобы они не растворились в этом мире. Одно не менее драгоценно, чем другое. Церковь Христова не от мира сего. Только тогда, когда Церковь неотмирна, когда она не сливается с миром, с его грехом и заблуждениями, когда она устремлена к тому, чтобы причаститься Божественной силе и мудрости, — только тогда способна она существовать в этом мире. Но не для того дается Церкви Христовой дар быть не от мира сего, чтобы она ушла из мира. Не для того Христос пришел на землю и пролил Кровь, чтобы мы радовались своему благочестию и не печалились о том, что весь остальной мир, который Бог возлюбил до смерти Своего Единородного Сына, идет к гибели.

«Я о них молю», — говорит Господь и еще раз повторяет, что Его молитва не о всем мире, а только о тех, кто верит в Бога. Такие удивительные слова — «о тех, которых Ты дал Мне», то есть Христос молится только о тех, кто принадлежит Ему. Неужели Христос ненавидит мир? Неужели Он пришел не для того, чтобы спасти всех? Нет, мы знаем, что Господь никогда не отворачивается от мира, и тем более не ненавидит его. Самое величайшее проявление Его любви в том, что Он пришел, чтобы до конца разделить скорбь, смерть и весь ужас человеческого существования.

Что же значат Его слова о том, что Он не о мире молится, но о верующих в Него? Эти слова значат, что в конце концов все зависит только от Церкви, от тех, кто верит в Него, — сохранится эта вера в мире или не сохранится. Судьбы каждого народа и всего человечества зависят от этого. потому что если Церковь поколеблется в своей вере и утратит ее чистоту, если Церковь отречется от Христа, тогда наступит полная тьма в мире, гибель всего человечества. И поэтому первосвященническая молитва Христа о Церкви — не только о тех, кого дал Ему Отец Небесный в земной жизни, но о всех, верующих по их слову, то есть и о всех нас.

Ученики Христовы, говорят святые отцы, — это добрая земля, на которой Небесным Сеятелем посеяно доброе семя. Если погибнет это семя, то весь мир зарастет дикой сорной травой. Поэтому необходимо смирение и мудрость: надо оградить вначале малое поле — то, с чего началась Церковь Христова, надо спасти то малое стадо, в котором присутствует Сам Христос, а потом уже можно идти дальше.

Сколько мечтателей было в человеческой истории и в Церкви, в том числе, таких, что горделиво предлагали осчастливить сразу весь род человеческий! Христос тоже пришел всех спасти. Но разница заключается в том, что проходило немного времени, и от обещаний этих мечтателей ничего не оставалось. Во всех этих лжеучениях была одна особенная черта: желание понравиться всем. И для этого надо было всем угодить. Для этого надо было создать другое христианство. «Православие не подходит современному человеку, — говорят враги Православия, — оно слишком требовательно: посты какие-то, длинные богослужения. Надо все упростить, встать вровень с современными людьми. Приходите к нам, у нас все понятнее, приятнее, доступнее. Вообще, давайте объединимся, создадим одну общую религию, и сразу спасем всех».

«Не о всем мире молю», — говорит Господь. Так всемирный потоп был, несмотря на кажущуюся жестокость, проявлением Божией заботы о всем человечестве: чтобы спасти одну чистую ветвь, надо было отсечь все остальные ветви, которые настолько прогнили, что могли заразить смертельной болезнью и эту единственную здоровую, и тогда все древо человеческого рода навеки погибло бы. Точно так же мы должны понимать истребление нечестивых языческих народов Израилем, о котором мы читаем в Ветхом Завете. Если бы не сохранился в человечестве тот чистый, незамутненный в исповедании Богом данной веры остаток, о котором апостол Павел говорит (Рим. 9, 27), то не явился бы из него Мессия Христос, Спаситель всего рода человеческого.

Велико было развращение допотопных людей и отступничество от истины язычников, но благодаря пришествию в мир Христа и для них среди беспросветного ада воссияла надежда. Вы помните, как апостол Петр говорит об этом. Христос, сойдя во ад, «находящимся в темнице духам проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению во дни Ноя, во времена строения ковчега» (1 Пет. 3, 19—20). И те из нечестивых людей, погубленных потопом или беспощадным истреблением богоизбранным народом, кто принял проповедь покаяния, были спасены.

Судьбы человечества связаны с хранением истины. Все, что происходит в мире, все катаклизмы, потрясения, войны — все сводится к одному простому: насколько хранится истина в роде человеческом, настолько Господь хранит его. Поэтому так опасен всякий компромисс с ложью, якобы ради спасения всех, ради физического сохранения Церкви. И даже якобы ради Господа. Слово Писания отвечает таким людям: «Не говори: ради Господа я согрешил, потому что Он не имеет надобности в муже лукавом и грешном; то, что Он ненавидит, не должно делать» (Сир. 15, 11—12). Пока в мире будет хоть один человек, говорят святые отцы, до конца верный истине, мир еще будет иметь смысл своего существования.

«Не о всем мире молю» — молится Христос. Весь мир так Бог возлюбил, что Сына Своего Единородного послал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (1 Ин. 4, 9). Христос молится о мире и умирает за этот мир. Но, прежде всего, Он молится за тех, кто принимает Его слово истины и верует Ему. И Он молится о всех верующих в Него на всяком месте и во все века. И мы с вами охвачены этой молитвою Господней.

Господь видит опасность, которая исходит от мира для Церкви Его. «Сохрани их от мира», — молится наш Господь. Неужели Он хочет взять Своих учеников из этого мира, послать огненные колесницы, как послал пророку Илии, чтобы вознести их на небеса, чтобы они были избавлены от этого мира? Нет, Христос молится о другом. Он не молится о том, чтобы Его ученики могли избежать мира и его ненависти. С неизбежностью эта ненависть обрушится как на Христа, так и на Его учеников, потому что они не будут соответствовать понятиям этого мира. Мир, который лежит во зле и во лжи, и те, кто освящены Божией истиной, всегда будут противостоять друг другу. Воля Божия, воля Христова в том, чтобы мы взяли свой крест, а не сошли с него. И среди нас будут мученики, но каждый в свой черед, пока не завершится свидетельство.

Не молю о том, чтобы Ты избавил их от скорбей этого мира и от труда, и от креста — молит Господь — но о том, чтобы они были избавлены от неприязни, чтобы в этом противостоянии миру они могли победить, чтобы мир не победил их. И те, кого хранит Бог, будут всегда в безопасности, потому что кто может противостоять силе Божией! Под Божественным покровом будут всегда все, кто совершает служение Божие, кто стоит за истину. И в этот момент Спаситель обращается к Богу Отцу.

«Отче Святый», — говорит Он. Бога он называет Святым, то есть, Тем, Кто ненавидит грех. И Кто сделает святыми всех, кто Ему принадлежит и сохранит их от греха и от всякой лжи. «Сохрани их от зла», — говорит Он. «И избави нас от лукавого», — молимся мы Господу — защити от диавола искусителя, чтобы вера наша устояла. Спаси нас от губителя душ человеческих, сделай так, чтобы не было у нас смертельно опасного заблуждения, сохрани нас от зла мира сего. Не о том молится Господь, чтобы не было у нас скорбей и искушений, но чтобы мы сохранили свою веру в чистоте и непорочности, пройдя через все.

Сегодня мы, может быть, больше, чем когда-либо, нуждаемся в том, чтобы защитил нас Сам Господь. Мы погибнем, если Ты, Господи, не сохранишь нас. Но чем страшнее испытание, тем драгоценнее сияет истина, тем совершеннее радость. Сам Господь молится за нас, чтобы радость наша была совершенной. В этом смысл всего, что совершается в человеческой истории, в жизни каждого из нас. В этом смысл Его пришествия к нам. Бог желает, чтобы у нас была полнота радости, чтобы эта радость была у нас вовеки. Христос наша радость. И без Него всякая радость меркнет и становится быстро своею противоположностью.

Христос наша радость, и потому радостью нашей должен стать каждый человек, как для Него радость — каждый человек. И потому преподобный Серафим каждому приходящему к нему говорит: «Радость моя, Христос воскресе!» Оттого что Христос воскрес, это принадлежит всем людям. Каждый человек — радость для Господа, и для нас в Господе каждый человек должен стать радостью. Потому апостол Иоанн Богослов говорит, и в этом заключается богословие святых отцов: «Для меня нет большей радости, чем видеть детей своих, ходящих в истине» (3 Ин. 1, 4).

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: