Слово в Прощеное воскресенье

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Мы с вами накануне Великого Поста. Вчера мы слышали слово Церкви о состоянии каждого человека, начиная с Адама, если мы оказываемся вне врат рая, вне жизни, вне любви, вне благодати Божией, вне дружбы с Богом. Вне той милости, которой Господь нас так щедро одарил, создав человека, чтобы вступить с ним в дружбу, дарующую всему человечеству совершенную радость и бессмертие.

Но мы оказались во вражде с Богом. Мы вступили с Ним во вражду через наши грехи, и, несмотря на это, Господь хочет восстановить с нами дружбу. Он говорит Своим ученикам (мы услышим эти слова в завершение Великого Поста на Тайной Вечери): «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин. 15, 15). Господь называет нас Своими друзьями и хочет дать нам все, что принял от Отца.

В эти дни покаяния Церковь будет слышать слово Иоанна Предтечи о том, что покаянием открывается Царство Божие, и мы будем размышлять о том, что Иоанн Креститель является другом Жениха нашей Церкви. Другом Жениха, Который вступает в таинственный союз со всею Церковью, со всеми человеческими душами, которым дорог Христос. На Страстной неделе мы услышим слово Христово о смерти Его друга Лазаря, о котором Господь говорит: «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин. 11, 11). И всякий раз, когда умирает где-то человек, Господь говорит: «Друг наш умер».

Он называет другом даже того, кто предает Его. Когда в Гефсиманском саду после Тайной Вечери является Иуда и целованием предает своего Божественного Учителя, Господь говорит ему: «Друг, для чего ты здесь?» Это является для нас напоминанием, что Господь пришел в мир для того, чтобы установить подлинные дружеские отношения не только с каким-то узким кругом близких Ему людей, а со всеми людьми. Но человек, подобно Адаму, может предать своего Господа, может предпочесть Ему какие-то другие ценности и поклониться вместо Бога идолу сребролюбия, как это случилось с Иудой. И накануне Христовой Пасхи, накануне Воскресения — радости, которая откроется всем людям, человек может отвернуться от Бога, стать Его предателем и потерять эту подлинную дружбу с Господом.

Вступая в Великий Пост, мы слышим слово Христово о том, что, прежде всего мы должны примириться со всеми, кто нас опечалил, и с кем мы враждуем, чтобы снова вступить в дружбу с людьми, которые стали, как нам кажется, нашими врагами. «Враг, которого ты ненавидишь, — говорит блаженный Августин, — может быть, на самом деле, твоим другом». И он на самом деле твой друг, но обрести этого потерянного друга мы можем только через дружбу с Богом. И только этим старанием мы достигаем дружбы со Христом, получая от Него прощение наших грехов.

Первое условие того, чтобы нам открылась новая жизнь, и мы были способны общаться с Самим Богом, есть прощение наших грехов. Это единственное условие. И от нас тоже требуется одно единственное: чтобы мы сумели простить другого человека.

Сегодня вечером у нас будет чин прощения. Святая Церковь говорит нам, чтобы мы пришли в храм Божий, заранее уже примирившись со всеми. Мы будем испрашивать прощения у Божией Матери, у Самого Господа, у всех святых. Особенно у тех святых, которые всегда присутствуют с нами, — у этих друзей Божиих, которые не оставляют нас своим заступничеством и присутствуют в нашем храме святыми мощами, а значит и духом своим, и тайною Воскресения, к которой мы будем идти все эти дни.

Для того чтобы Великий Пост был для нас осмысленным, он не должен быть, как говорит сегодня Христос, лицемерным. Мы не должны ничего делать напоказ, с тем, чтобы нас увидели другие и похвалили. Как только это происходит, мы теряем свою награду от Господа, Который всегда видит втайне и, видя втайне, воздает явно, так что сердце твое узнаёт, о каком Царстве Божием, приходящем в силе тем, которые постом, молитвою и покаянием входят в него, идет речь.

Мы должны страшиться лицемерия и заботиться о том, чтобы наши сердца не отягчались земным и материальным — тем, чем живет весь мир, не знающий ничего большего и лучшего. Потому что все, чем живет мир, и все, чем он хочет обмануть каждого человека, сегодня есть, а завтра исчезает, и человек никогда не сможет это удержать. Даже если он что-то приобретает, то все равно это тля тлит и моль разъедает, и воры подкапывают и крадут.

Это становится особенно очевидным, когда человек лицом к лицу стоит перед своею кончиною и перед Господом, когда он остается ни с чем, кроме тех добрых дел, ради Христа совершенных, которые идут вслед за этим человеком. И Господь говорит нам сегодня в Евангелии, чтобы мы учились делам милосердия, чтобы мы щедро делились со всеми нуждающимися тем, что у нас есть, и знали, где наше настоящее сокровище. Чтобы мы знали это так, как это знали святые.

Есть рассказ об одном подвижнике Древней Римской Церкви — священномученике Лаврентии. Во времена гонений на христиан со стороны императора Декия архидиакона Лаврентия схватили воины императора и, подведя его к царю, стали требовать: «Скажи, где находятся церковные сокровища, которые ты спрятал?» «Дайте мне три дня, — ответил Лаврентий, — и я открою вам сокровища». Через три дня, собрав множество вдов, сирот, нищих, слепых, хромых и больных, которых всегда питала Церковь, он привел всех их к императору и сказал: «Вот это и есть настоящее сокровище Церкви. В них, как в сосудах, заключены нетленные сокровища, и кто влагает в них свое богатство, тот умножает имение, так что с избытком получит его в Царствии Небесном».

И, действительно, нам принадлежит только то, что мы можем отдать другим, и то, что мы отдаем, становится неотъемлемым от нас. Все материальное, что мы хотим сохранить для себя, будет отнято от нас, потому что оно не принадлежит нам и будет нам только в суд и во осуждение.

Говоря об умножении имения в Царствии Небесном, задумаемся с вами о том, в чем, на самом деле, заключается смысл поста? Когда мы слышим слово «сокровище», то понимаем, что смысл нашего поста именно в том и заключается, чтобы мы приобрели то сокровище, которое находится не где-то далеко, но внутри нас, как Царство Небесное: то есть как то, что для нас сокровенно. То сокровище, которое, как говорит Христос в одной из своих притч об этом Царстве, сокрыто на поле, и найдя которое, человек с радостью идет и продает все, что он имеет: все свои богатства, все, что он ценил, все, что было для него дорого.

С радостью! Не по принуждению, не потому, что такие обстоятельства, а потому, что то сокровенное богатство бесконечно дороже ему. Он идет и продает все свое имение, с тем, чтобы купить, приобрести на него нетленное богатство — то небесное сокровище, которое Господь хочет дать всем нам.

Что такое наш пост? Прежде всего, это прощение, которое мы должны дать друг другу и которое должны друг у друга испрашивать. Далее, пост есть всякое воздержание в пище и во всем, что нам неполезно: воздержание во всем, без чего можно обойтись и что не составляет нашей насущной, жизненной необходимости. Затем, это способность делиться с другими тем, что мы имеем.

Но пост — это не просто исполнение какой-то одной его части. И нельзя сказать, что одна часть поста не имеет к другой никакого отношения. В пост входит все, что называет сегодня Господь. Значит, испрашивание прощения друг у друга должно быть не только перед постом, но в течение всего поста, в течение всей нашей жизни, с тем чтобы мы узнали, что Господь прощает нас и дает нам Свое сокровище — вводит нас в Светлую Христову Пасху, потому что мы научились этой тайне жизни: прощать друг друга и получать прощение от Господа.

В течение всей нашей жизни мы должны испрашивать друг у друга прощение, чтобы способность быть милосердными означала для нас приобщенность тому милосердию, которое имеет Христос по отношению к каждому человеку, по отношению ко всему миру. И чтобы это милосердие дало нам возможность узнать то сокровище, которое называется благодатию Духа Святаго и стяжать которое, по слову преподобного Серафима Саровского, является единственным смыслом человеческой жизни. Милосердие! Именно его мы должны увидеть, узнать Великим Постом, чтобы уже никогда не оказаться обманутыми, никогда не поменять его ни на какую фальшивку.

Благодать Святаго Духа одна единственная делает нас способными вступить в такие отношения с Богом, когда мы не просто называемся христианами, а действительно становимся Его учениками. Без благодати Духа Святаго мы не можем даже понять, как далеко мы удалились от рая, от жизни, для которой создан каждый из нас. Без благодати Духа Святаго мы не можем начать свой путь возвращения к Богу. Без благодати Духа Святаго, без этого сокровища, которое предлагает нам Господь, как можем мы сметь надеяться услышать Его слова о том, что мы становимся Его друзьями?

Поздравляем всех с наступающим Великим Постом! Вечером всем нужно обязательно прийти в храм, потому что, как говорит преподобный Серафим Саровский, самое главное — это начало и конец. Начало пути и его конец. Начало Великого Поста наступит сегодня вечером, а конец пути — это Страстная седмица. Каким будет начало, таким станет и конец, и первая неделя, как начало Поста, должна быть такой же строгой, как Страстная.

Постараемся не пропустить с вами самых главных богослужений. Первые четыре вечера, когда Церковь молится Великим покаянным каноном святого Андрея Критского, надо обязательно высвободиться от суетных забот, чтобы найти возможность прийти в храм ради того, чтобы Господь увидел, что есть кому принять то, что Он хочет дать людям. В первые четыре вечера, когда читается Великий канон, богослужение будет начинаться в шесть часов. Мы переносим службу на час позднее, с тем, чтобы все, кто работают или заняты какими-то делами, смогли успеть прийти в храм. Напоминаем, что сам Великий покаянный канон начинается после чтения небольшого псалма в начале Великого повечерия, а затем мы сразу вступаем в эту глубину: «Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний?..».

В первые четыре вечера — чтение Покаянного канона. Утром — уставное богослужение, тоже покаянное, тоже драгоценнейшее. У кого есть Постная Триодь, тот пусть не расстанется с этой книгой на первой неделе. В среду и пятницу — первые две Литургии Преждеосвященных Даров, которые будут всегда служиться в эти дни в течение всего Великого Поста.

В пятницу вечером, пройдя великое покаяние, мы собираемся все вместе на общую исповедь. Тот, кто не был на молитвах Великого покаянного канона без серьезной уважительной причины, на самом деле не сможет принести то покаяние, которое ожидает от нас Господь в пятницу вечером. И не сможет причаститься так, как мы должны причащаться, с тем, чтобы узнать, что это Тело Христово и что мы действительно соединяемся с Господом; и чтобы узнать, что мы — Церковь, Тело Его.

В субботу и воскресенье — по две Божественных Литургии. Всенощная накануне воскресного дня, который называется Торжество Православия, — торжество нашей веры, нашей победы над всякой ложью, над всяким злом, которое становится торжеством нашей Церкви только в той мере, в какой мы причастны победе Христовой; только в той мере, в какой мы на самом деле принесли покаяние Богу и приняли от Господа Его дар. Спаси всех Господь!

Дай Бог всем нам здоровья и сил, чтобы рассудительно и трезво проходить эти дни поста. Но не так круто начинать пост, чтобы ничего не вкушать до среды. Мне рассказали, что по радио прозвучало, будто до среды ничего не надо вкушать. Это неправильный совет. Одно дело, если ты живешь в келии, и у тебя монашеское правило. Но даже и в этом случае надо знать свою меру и свое здоровье. Совсем другое, если ты ходишь на работу и у тебя есть семейные обязанности. Тут требуется рассудительность, которая выше всех добродетелей.

Идти всегда нужно средним, царским путем, чтобы не было срыва, которого нужно остерегаться. Пост и воздержание должны соблюдаться по общепринятому уставу, то есть так, как заповедала нам Церковь. Воздержание в еде должно быть только от скоромной пищи, в том числе и от рыбы. Нужно с рассуждением поддерживать свои силы, чтобы не получилось, что с первых же дней кто-то стал говорить, что плохо себя чувствует и не может пойти в храм. Это бывает, к сожалению, очень часто. Преподобный Серафим говорит, что тело наше должно быть тем самым осликом, который был бы способен нести нас в Царство Небесное в течение всего Великого Поста.

Тем, у кого есть какие-то болезни, не надо во что бы то ни стало соблюдать пост и думать, что, нарушая его, они «страшно грешат». Святые древние отцы-пустынники, такие как преподобный Исаак Сирин, говорят нам, что, во-первых, неумеренный пост вреднее несоблюдения поста; во-вторых, тот, кто болен такою болезнью, которая совершенно ясно разрушает его здоровье, должен понять, что эта болезнь и есть его пост. И это выше поста. Это скорбь телесная, которую человек несет со смирением и даже с благодарностью ко Господу. И он должен это терпеть и нести. Мы помним, как святой Игнатий Брянчанинов благословлял свою сестру на первой седмице вкушать молоко, которое она больше всего не могла терпеть, и которое было для нее самой неприятной пищей. Но это было необходимо для подкрепления ее здоровья и для того, чтобы она поняла, в чем заключается суть поста.

Нам надо понять, что само по себе воздержание в пище не приближает нас к Богу и не удаляет от Него. Мы должны хранить пост в той мере, в какой это соответствует всему нашему духовному подвигу. А в случае болезни, конечно, есть благословение церковных канонов Церкви на ослабление поста: не на отмену, но так, чтобы считаться со своим здоровьем и со своими силами.

Телевизор и все то, что является явным соблазном, должно в принципе исчезнуть из нашей жизни в течение всего Поста. Сегодня телевизор — это, действительно, икона сатаны, потому что через него идет открытая, наглая, бесстыдная реклама греха, о которую человеку невозможно не запачкаться. Поэтому телевизор должен быть убран. Если раньше в России, когда начинался Великий Пост, старались избежать любых развлечений, может быть, и безгрешных, но все-таки отвлекающих от самой сути жизни, то что сказать нам о сегодняшних растленных телевизионных программах?

Но обо всем этом мы будем постоянно говорить в течение всего Великого Поста, напоминая друг другу о воздержании во всем, что нам неполезно и что не составляет для нас насущной необходимости. Самое главное, чтобы мы вступили в этот благословенный путь в мире с Богом и друг с другом. Аминь.

Божественная Литургия 25 февраля 1996 года

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *