Среда Светлой Седмицы

Самое обыкновенное требует самых больших усилий

Воскресший Христос является тем, кто знает Его, но в новом облике, так что они не сразу узнают Его. Мария Магдалина у гроба принимает Его за садовника. По дорогое в Эммаус двое учеников принимают Его за случайного спутника. Апостолы во время рыбной ловли не знают, кто этот незнакомец, стоящий на берегу озера, пока Иоанн не скажет Петру: «Это Господь!»

Что это значит? Господь хочет показать, что Его физическое присутствие теперь не такое, каким оно было до Воскресения, — ограниченное определенным местом, связанное с одним и тем же внешним обликом. Теперь Его присутствие не знает границ. Оно охватывает все — как в отношении места, так и Его вида. К Его прославленному Телу могут приблизиться все и везде.
Более того. Воскресший Господь является несколько раз под видом незнакомого человека, чтобы показать, что отныне, после того как исторический Христос вознесется на небо, за чертами встреченных нами людей будет открываться на земле Его Лицо. Он уже возвестил Своим ученикам накануне Своей Крестной смерти о тайне Страшного Суда — о том, что Он был голоден и испытывал жажду, что Он был наг и болен, бездомен и заключен в темницу — в тех, кого мы накормили и напоили, одели, приняли и посетили, и в тех, мимо кого мы прошли, не заметив их нужду. «Все, что вы сделали одному из меньших братьев Моих, вы сделали Мне».

Бог и Его творение никогда не будут тождественны. Никто из нас не Христос по естеству. Но мы призваны стать Им по приобщению Ему и по благодати. Мы — члены Тела Его. Под этим видом Христос становится видимым и осязаемым. Людям рода сего, объявляющим себя реалистами и не желающим поклоняться призраку, Христос говорит: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои». На этой земле нет сегодня других рук и других ног, кроме тех, что есть у людей. Если ты не можешь подняться до Господа непосредственно через молитву, выйди из твоего дома, и ты тотчас же найдешь Его на улице в прохожих. Через них нам дается непрестанная встреча со Христом. Мой Господь является мне на работе, в институте, в магазине, в метро, в автобусе, в веренице идущих мимо людей.

Мы находим Христа в Его храмах, но когда мы выходим из этих мест, именуемых святыми, Он зовет искать и находить Его в чертах наших братьев. Этот путь смиренного доступа к Богу одновременно очень легок и очень труден. Легок, потому что Христос — здесь, в каждом из тех, кто окружает нас. Труден, потому что самое простое, самое обыкновенное, самое каждодневное требует самых больших усилий. На каждом шагу мы можем стать участниками преображения людей, если увидим в них Пречистый Лик Христов, часто не имеющий ни вида, ни добрóты. Святой Иоанн Златоуст, литургию которого мы служим изо дня в день, говорит, что живой человеческий престол, водруженный на каждой улице, на каждом перекрестке, не менее свят, чем каменный престол в алтаре, потому что на этом, каменном, Христос — в приношении Даров, а первый, живой — это Сам Христос. Мы причащаемся святых Христовых Таин, Христу распятому и воскресшему, чтобы узнать, что прежде Страшного Суда страшный суд совершается в нашей жизни.

Протоиерей Александр Шаргунов

23 апреля 2014 года

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как: