Бог спасает нас с нами
Слово в Неделю 4-ю по Пасхе
Христос воскресе!
Господь совершил это исцеление в день субботний, и в этом заключен глубокий смысл. Мы существуем, потому что созданы Богом. И это значит, мы призываемся Им к жизни каждое мгновение. Не мы выбрали жизнь, Отец Небесный избрал нас — каждого единственным избранием. Мы избраны Его любовью, и эта Его любовь «доныне делает» (Ин. 5, 17), пока Бог не упокоится в нас, как сказано в книге Бытия (Быт. 2, 2).
Но есть другой зов, который совершает чудо нашего сотворения. Мы слышим в Евангелии этот зов: «Хочешь ли исцелиться?» Мы свободны в ответе — это наш свободный выбор, выбор ответной любви. Бог создал нас без нас, но Он спасает нас с нами. Мы должны ответить так, чтобы воскреснуть со Христом. И этот ответ — наша вера.
Мы не должны думать, что вера сводится только к произнесению богословских формул, которые мы принимаем нашим умом. Через исповедание слов Символа веры мы должны достигать Самого Бога. Вот что означает жить верой — это прежде всего обратиться к Богу всем нашим сердцем, в то время как мы обращены к земле и будучи расслабленными ползем по ней. Столь существенно для нашей жизни обратиться от себя к Нему, к Тому, Кто нас видит, Кто ищет нас, Кто идет к нам без конца.
Наша вера всегда начинается с изумления, что такое может быть. За пределами всех наших постижений есть вера — движение сердца. В ответ на вопрошание: «Хочешь ли исцелиться?», веровать во Христа воскресшего значит желать быть с Ним, отвечать Ему всей нашей жизнью. Он протягивает нам руку, как это изображено на иконе, которая находится в середине нашего храма в течение всех пасхальных дней. Он хочет взять нас за руку, поднять нас, чтобы мы встали. Наша вера — в том, чтобы довериться Ему, предать Ему всю нашу жизнь до сокровенных ее глубин за пределами наших слов и чувств. Только такая устремленность к Богу может сделать нас живыми, воскресить нас со Христом. Нас поднимает пасхальная благодать. Там, где действует она, мы можем подняться и стоять пред Богом и другими людьми. Без этой благодати, вне этой веры невозможно подлинное общение с людьми, потому что на уровне ветхого человека, живущего в нас, наши отношения с ними часто становятся пустыми или болезненно-напряженными.
За каждым нашим богослужением в ответ на возглас священника мы постоянно отвечаем: «Аминь». Пусть эта прекрасная печать веры, предлагаемая нам, станет великим словом всей Церкви, выраженным евангельским расслабленным: «Так, Господи». Пусть это будет нашим ответом на неколеблющуюся любовь Бога к нам. Без нашего ответа Христос не может совершить нашего воскресения. Он Сам наше «Аминь, свидетель верный и истинный», как говорит Откровение. И мы слышим Его зов к Лаодикийской церкви, к христианам последнего времени — к тем, кто «ни холоден, ни горяч». Такого рода расслабленность вызывает у Господа в буквальном смысле тошноту: «Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну (в славянском тексте — изблюю) тебя из уст Моих» (Откр. 3, 14—16). Мы знаем, что во времена страшных гонений в минувшем веке наша Церковь прославилась не только небывалым сонмом святых мучеников и исповедников, но и небывалым по массовости отступничеством. И еще горшее произойдет в будущем, если мы не исцелимся от теплохладности. Пусть наше «Аминь» соединится с Его — с именем Того, Кто утверждение и спасение наше. Тогда, что бы ни произошло, наша вера достигнет полноты в предании себя Ему в любви.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий