Вознесение Господне
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Вознесение Господне — возвращение Христа к Своему Отцу. И оно — ответ Отца на верность и любовь, которую явил Его Сын. Отец возводит к Себе Того, Кого Он послал к нам. Но это совершается не только ради Христа. Во Христе Иисусе все человечество устремляется вверх, к Богу, к обещанному Царству.
Радостное созерцание Вознесения Господня и Его седения одесную Отца открывается для верных также праздником надежды, ибо ради нас — Его Рождество, Его общественное служение и проповедь, Его Крестные Страдания, Его смерть, Его Воскресение и Его Вознесение. Господь все совершил, чтобы мы были рядом с Богом.
Расставаясь с нами, Он не перестает заботиться о нас, и не оставляет нас на произвол судьбы. Напротив, завершая Свой земной путь, Он вступает в иную жизнь, предлагая нам стать причастниками ее — в благодати Отца и Сына и Святого Духа. «Ибо Христос вошел в самое небо, — говорит апостол Павел, — чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр. 9, 24). Праздник Вознесения являет нам силу молитвы Господа за нас, которую нам исключительным образом дается узнать в таинстве Евхаристии.
Да будет Вознесение Господне путеводным светом, вершиной, к которой мы призваны восходить в течение всей нашей жизни. Наше вечное жительство не на земле, а на небесах. «Да приступаем к Богу нашему с искренним сердцем, с полной верою» (Евр. 10, 22). Это, разумеется, не означает, что мы должны отвернуться от земли, перестать любить ее и освободить себя от ответственности за нее. Напротив, земля должна стать для нас безмерно драгоценной, потому что она — материал нашего будущего преображения. Разве не так было с Самим Господом? Каждый день на земле был для Него путем к Вознесению. По видимости Его восхождение редко было победоносным, и все Его земные победы были непродолжительными. Но это было сражение против всего, что искажает замысел Божий о земле, непрестанная борьба против зла, смерти и диавола.
И такой же должна быть наша жизнь. Если мы называем себя христианами, если мы на самом деле ученики Христовы, — это к нам обращается Господь по Своем Воскресении со словами, которые мы слышим в этот день за Божественной литургией: «Вы будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудеи и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Нет предела, не существует границ для свидетельства, потому что Господь возвещает спасение всему миру. Разумеется, не посылает Он нас, как апостолов, проповедовать. Но мы призваны — там, где мы живем: в нашей малой вселенной, в нашем доме, на нашей работе, во всех наших общениях — каждому без исключения человеку свидетельствовать о достоинстве и величии человеческого призвания. С памятью сердца — как бы ни был ограничен наш мир — что всю землю объемлет Своим спасением Господь и что мы призваны быть участниками служения, которое из века в век совершает вся Церковь. Это свидетельство — нашу жизнь во Христе — нельзя откладывать на завтра. Оно должно начаться с сегодняшнего дня. Именно об этом возвещает ангел Вознесения ученикам, искушаемым печалью и унынием, оттого что Господь удалился от них. «Что вы стоите и смотрите на небо?» (Деян. 1, 11). И как эхо звучит на земле во всех веках: «Что вы, христиане, стоите и жалуетесь на мир и не несете миру слова жизни? Что вы ищете защиты от мира, в то время как ваше призвание — наполнить его присутствием Христовым?»
Быть свидетелем никогда не бывало легким. Свидетельство о Боге — всегда опасность и риск. Восходя к Отцу Небесному, Христос завершил Свой путь мучительной смертью. И точно так же первые ученики. И как показали наши новые мученики и исповедники: чем неистовей ярится отступнический мир, тем ярче свидетельство, потому что Бог дает силу для свидетельства. «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, и вы облечетесь силою свыше» (Лк. 24, 49), — говорит Своим ученикам воскресший Христос. И за литургией этого праздника Он вновь повторяет: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Мне свидетелями». Без этой силы свидетельство невозможно. Без нее все мы будем побеждены малодушием, и скоро, оставив поле сражения, обратимся в бегство. А с силой, которую дает Дух Святой, все будет иначе. Ибо это Он свидетельствует в нас, Он делает нас мужественными и бесстрашными, твердыми и непоколебимыми среди наших сражений. В праздник Вознесения Господня Церковь начинает возносить сугубые молитвы о даровании всем любящим Христа Духа Святого. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
24 мая 2012 года
Добавить комментарий