Все зависело от этого ответа
Слово в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы
Мир был создан Богом для человека, и человек создан для обожения. И для того чтобы человек мог быть в полноте облагодатствован Богом, совершилось то событие, которое мы празднуем сегодня.
Вся история рода человеческого, начиная от грехопадения, когда первым людям в раю было обещано Богом, что некогда семя Жены сотрет главу змия, устремлена к этому событию. И лучшие из сынов и дочерей человеческих устремлялись к этому дню и к этому часу, пока на древе человеческом, на избранной ветви его, не расцвело это чудо, это райское цветение — Пресвятая Дева Мария.
В Благовещении мы видим прежде всего предельное и окончательное явление Божией любви к человеку и одновременно предельное и окончательное уважение к свободе творения. Подобно тому как в раю от ответа искусителю первых людей, Адама и Евы, зависела вся судьба человечества, так и от того, что ответит Пресвятая Дева Мария на благовестие Ангела, зависит судьба всех людей. Наступает решающая минута, когда все определится. Все, что будет с человеком, с каждым из нас в вечной судьбе его, зависит от этого ответа.
Церковное предание говорит нам, что Архангел Гавриил вошел к Пресвятой Деве Марии, когда Она размышляла о пророчестве Исаии, где говорится о рождении Еммануила от Пресвятой Девы (Ис. 7, 14). В Ее мыслях было желание стать последней служанкой этой избранницы Божией. И Господь призрел на движение Ее сердца — «призрел на смирение Рабы Своея». Ее дух горел небесной любовью послужить тайне Боговоплощения. И когда Архангел вошел к Ней, Она была открыта для принятия этого дара. Ни к кому во всем роде человеческом не могло быть обращено такое приветствие, потому что никто во всем роде человеческом никогда не мог дать тот ответ, какой дала Пресвятая Дева Мария.
В Евангелии сказано, что Она смутилась, слыша архангельское приветствие. Это смущение было не оттого что Она увидела Ангела, ибо, находясь при Храме, Она постоянно имела ангельское общение. Это было смущение, вызванное приветствием, которого никогда никому, ни на небе, ни на земле, ни одному творению не было: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Глубиной Своего смиренномудрия, в сердце Своем Она пытается проникнуть в тайну этих слов. Читая Ее мысли, Архангел отвечает Ей, что Она и есть та самая избранница Божия. Он говорит о рождении от Нее Сына Божия и называет Его освящающее имя, перед которым преклонится «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2, 10). Этим именем творятся все знамения и чудеса, и им совершается спасение мира.
«Как будет это, когда Я мужа не знаю?» В этом вопрошании Пресвятой Девы Марии — естественное изумление человеческого естества перед тайной, превосходящей всякое разумение, и ангельское, и человеческое — даже для Той, Которая избрана исполнить эту тайну. Незыблемым законом для Пресвятой Девы Марии является Ее Приснодевство, Она не может отступить от него. И неотъемлемым законом естества является также естественное, небессеменное, небезмужное рождение. Как может такое быть? Здесь не маловерие, не отрицание, а недоумение самой человеческой природы, которая не может разуметь сверхчеловеческое Божественное зачатие.
Она получает от Бога через Ангела прямой и ясный ответ, в котором раскрывается тайна Боговоплощения и тайна Пресвятой Троицы: «Дух Святый найдет на Тя и сила Вышняго осенит Тя». В этих словах говорится о тайне Отца, превечно рождающего Сына и изводящего Духа. Дух Святой сойдет на Пресвятую Деву Марию, и от Нее родится Сын Божий.
Мы изумляемся больше всего, размышляя о тайне свободы, перед которой стоит каждый человек. С самого сотворения человека, в течение всей истории человечества до этого часа и в течение всей истории человечества после Боговоплощения, и в наше последнее время мы размышляем об этой тайне человеческой свободы, которая в полноте раскрылась в событии Благовещения.
От Бога была дана благая весть о человеке. Бог открывает эту тайну спасения человечества, и в подтверждение своих слов Архангел говорит, что невозможное человекам возможно Богу. Так совершилось зачатие святого Иоанна Предтечи Елисаветой, «нарицаемой неплодной», потому что «не изнеможет у Бога всяк глагол». Все совершено от Бога, все открыто Богом о нашем спасении, и сейчас дело за человеком. Потому что свобода человеческая — даже там, где есть благодать, самой Преблагословенной из всех людей — может быть искушаема сатаной. Даже Сам Господь ради нас подвергся этому искушению. Прежде всего, это искушение самой человеческой природы — от ее ограниченности и немощи до ее тщеславия, самообольщения и гордости. Искушение маловерием, потому что действительно трудно поверить, что это совершится. А усомниться хоть каким-то малым внутренним колебанием — значит не принять благовестие от Бога. И Благовещение не совершится. Или искушение гордостью. Некогда Денница, превысший из ангелов, оттого что он был так близок к Богу, искусился преизобильными дарами, полученными от Него, и потому пал с неба. Насколько, казалось бы, это естественней для немощного человеческого ума и сердца! Если бы на одно мгновение Она залюбовалась в Себе этим даром Божиим, благая весть не была бы принята, Благовещение не совершилось бы. И, наконец, искушение немощи. Потому что естественно человеку желать благополучия и покоя и отвергаться такого пути, который требует постоянной крестной отдачи себя. Если бы в мыслях Своих Она хотя бы испугалась этого или пожелала бы воспользоваться преимуществами этого дара для Себя, то благая весть не была бы принята, и Благовещение не совершилось бы.
Ответ Пресвятой Девы Марии — то радостное, молитвенное созерцание всех веков христианской святости, судьбы каждого человека, в которое все мы призваны проникать. Пусть каждый человек, который обращается своим умом и сердцем ко Господу, всегда стоит перед этой тайной и с благодарностью исповедует радость сегодняшнего праздника. Благовещение совершилось. «Се, Раба Господня, да будет Мне по глаголу твоему».
Этот ответ — самый краткий, самый верный, в котором нет ничего лишнего, не соответствующего полноте этого величайшего события. Ею, Пречистой Девой Марией, вместе с Ней произносит этот ответ вся радующаяся о Ней тварь, «ангельский собор и человеческий род». И всякая душа человеческая, способная принять Духа Святаго и быть единой со Христом, дает этот ответ, потому что Пресвятая Дева Мария произнесла эти слова.
Мир стал иным, совершенно другим, чем он был прежде. Оттого что были сказаны эти слова, небо и земля, Божественное и человеческое, расстоящиеся естества соединились. Человек получил силу стать богом по благодати, потому что Бог соделался человеком. Творение человека и мира впервые внутренне вполне завершилось. Дух Святой, Который носился над водами при творении мира, низошел вовнутрь тварного человеческого естества. И зачатие Сына Божия и Сына Человеческого совершилось. «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий