Вход Господень в Иерусалим. Благовещение Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Два сегодняшних праздника: «Вход Господень в Иерусалим» и «Благовещение Пресвятой Богородицы» соединяются друг с другом цветением и перекликаются радостью. Цветение и радость новизны новой жизни, и цветение и радость Креста.
Мы можем сказать, что празднуем сегодня два «Входа Господня» и два «Благовещения» сразу: «Вход Господень — Царя Славы — в Назарет и в мир» и «Вход Господень — Кроткого Мужа скорбей — в Иерусалим и на небо»; «Благовещение Пресвятой Деве Марии ко всему человеческому роду о том, что Бог становится Человеком», и «Благовещение о том, что Он идет умереть и воскреснуть, чтобы наша жизнь стала вечным цветением и радостью».
Небо и земля возвещают об этой радости. Время, отмеченное пророками, исполнилось; седмины Даниила совершились; скипетр Иуды, процветший — в руке Царя Невидимого.
В день Благовещения земля вся покрыта беззаконием, и есть только Одна, Которая никогда, даже в мыслях, не согрешила. Бог посылает Архангела, чтобы принести людям великую радостную весть — самую великую, которая когда-либо исходила от Бога к людям.
Превечное Слово входит в мир, возвещается самая высокая и самая смиренная тайна, какая когда-либо только будет. В этой тайне — цветение новизны, которое запечатлевается на всем, что есть на свете. Бог входит в мир, потому что Он не только Бог, но Бог и Человек вместе, и это то, чего еще никогда не было в мире. Это новое Существо, это новое состояние, это новый порядок, которого никогда не было ни на небе, ни на земле. Это драгоценнее всего, что когда-либо было и будет в мире.
Бог входит в мир, умаляясь в своем величии, облекаясь в природу человека, становясь Младенцем, ибо в течение девяти месяцев Он будет во чреве Приснодевы. И этот первый Его вход в мир завершается входом в Иерусалим, когда Он вступает в проповеданный пророками пророко-убийственный град, чтобы быть убитым нашего ради спасения.
Вход Господень в Иерусалим — это цветение Креста. Издревле на обратной стороне креста изображается цветение, и это то, что мы можем видеть в сегодняшнем празднике, в наших ваиях любви и чистоты, которые мы приносим Господу и которые, согласно смыслу Поста, должны быть не только ветвями, срезанными с цветущих верб, но и теми ваиями, которые в этот день Церковь «срывает» с райских деревьев.
Господь грядет и зовет всех верных посмотреть на Него. Каков Он на небе, таков и на земле, и как Он действует на небе, так действует и на земле. «Рано ад торжествует», — можем сказать мы о том дне входа Господня в Иерусалим и о сегодняшнем дне, потому что приближается Божья победа. «Благословен Грядый во имя Господне!» (Мф. 23, 39). Его Царство грядет и приидет, и Царствию Его не будет конца. Господь сокрушит на Кресте всех Своих врагов, и эти враги — диавол и все наши грехи, и самая смерть.
«…Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Мы — Его народ, мы названы Его именем, и мы вслед Ему идем. «Господи, куда Ты идешь?» — «»Куда Я иду, туда вы не можете ныне придти» (Ин. 8, 21), но после все пойдете». «Я иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2).
Господь идет впереди всех нас. Впереди каждого из нас, чтобы мы увидели в празднике Благовещения и в празднике Входа Господня в Иерусалим не только грядущую скорую Голгофу, но и Гроб Его, и уже сейчас присутствующее ликование пасхальной зари, и Вознесение Его с воскресшей Плотью, и ниспослание Духа Святаго в Пятидесятницу. Все это есть благовещение праздника, и все это есть путь, который Он открывает для всех, кто идет с Ним.
Здесь присутствует торжество Второго Пришествия Господня, когда Он будет приветствовать всех, кто сегодня всем сердцем приветствует Его. «Где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12, 26), — говорит Господь. Только бы нам не оказаться среди тех, кто, неделя не пройдет, как сменят восклицания торжества и похвалы на крики проклятия. Небо для нас там, где Господь, и что бы ни происходило, мы будем там, где Господь. Благовещение — это «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобой!» С нами Бог! И мы будем с Ним! Праздник Вхождения в Иерусалим — это наше вхождение в Небесный Град, потому что он вошел в наши умы и сердца навеки. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Всенощное бдение 6 апреля 1996 года
Добавить комментарий