В день памяти преподобного Сергия Радонежского и преподобномучениц великой княгини Елизаветы и инокини Варвары
Сегодняшнее Евангелие — одно из самых прекрасных и драгоценных во всем Священном Писании. Господь открывает глубину Своего сердца и показывает, что волнует Его. Перед этим Христос сетует на недостаток веры иудеев, которые видели столько знамений и чудес и не веровали в Него. Хотя эта неблагодарность ранит Его, Он находит также причины для радости. И это то, о чем говорит сегодняшнее Евангелие. То, что так редко встречается в нем. Возвысив голос, Христос начинает молиться в присутствии всех. Эти слова исполнены радости и благодарения. Они открывают источник Его силы — то, что вдохновляет Его и питает Его жизнь. «Отче, — молится Он, — Господи неба и земли». «Славлю Тебя, Отче» — только Он может так произнести эти слова. В них слышится радость Самого Бога. Никто не знал эту радость так, как Христос. Потому что никто никогда не был в таком единении с Богом как Он. Он один мог сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос — мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Все предано Ему Отцом Его, и «никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». Христианам дано знать, что Христос — Сын Божий, истинный Бог и истинный человек. Все это представляется невероятным для «мудрых и разумных», как говорит Господь. Но сердцам младенцев — простых людей, «малых сих», ничего не значащих для мира, — открывается истина, когда они встречают Христа.
Тайна притягательной силы Господа постигается нами через Его святых — таких, как преподобный Сергий, игумен Радонежский, и преподобномученица великая княгиня Елизавета, память которых мы сегодня совершаем. Они научились у Христа и узнали, что такое кротость и смирение сердца. Мы помним из жития преподобного Сергия, как, будучи игуменом, он за кусок заплесневелого хлеба трудился целый день, строя крыльцо кельи для своего брата. Как смиренно отринул он предложение епископского служения от святителя Алексия и дар золотого креста. С земным поклоном умолял он избавить его от этой высокой награды, говоря: «Никогда я не был золотоносцем». Для него было естественно служить литургию в деревянных сосудах и в облачении из простого холста. Как будто даже через это он хотел прикоснуться жизни Спасителя, Который в юные годы занимался ремеслом древодела. Мы знаем, как преподобномученица великая княгиня Елизавета все оставила — и богатство, и высокое положение, — чтобы всей жизнью своей служить Господу в основанной ею Марфо-Мариинской обители, как приходила она на Хитров рынок к искалеченным грехом и страданиями людям, неложно свидетельствуя им о Христе. И как она евангельски убийцу мужа своего простила. Все служение этих святых неразрывно связано с судьбами нашей Церкви и нашего Отечества. Навсегда останется в памяти России благословение преподобным Сергием святого благоверного князя Димитрия Донского на Куликовскую битву, и участие в этой битве схимонахов Осляби и Пересвета. Точно так же, как служение раненым во время Первой мировой войны великой княгини Елизаветы с сестрами ее обители.
Мы знаем, как эти святые непостижимым образом связаны не только с Христом Богом, но и друг с другом. В известном видении матушки Любови, которое было ей за пять лет до революции, преподобномученица Елизавета и ее духовник преподобноисповедник Сергий стоят во славе в белых одеждах рядом с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Мы знаем, что отец Митрофан Сребрянский принял постриг с именем Сергий — в честь Преподобного. Вокруг головы великой княгини — сияние и надпись из светозарных букв: «святая многострадальная великая княгиня Елизавета».
Остановимся еще на том, как эти святые участвовали в Божественной литургии. Преподобный Сергий был во время ее весь «аки в огне», как сказано в его житии. И некто из служащих неоднократно видел ангела, стоящего рядом с ним у престола. И мы все помним про огонь — тот самый огонь, который сошел на апостолов в Пятидесятницу, — в потир Преподобного сходящий. Он поистине этому огню в полноте причастился. О преподобномученице великой княгине Елизавете достаточно сказать, что когда она была сброшена озверевшими палачами в Алапаевскую шахту, она пела Херувимскую песнь. Это литургийное пение среди смерти запечатлело всю ее жизнь. Для этих святых литургия никогда не была внешним богослужением. Они жили тем, что происходит во время Евхаристии. Ее дыхание было ощутимо для них.
Почему преподобному Сергию было видение множества птиц над его обителью? Почему, когда было вскрытие мощей преподобномученицы великой княгини Елизаветы, всю Церковь заполнил сильный запах как бы розы и жасмина? Почему миллионы паломников ежегодно приходят к его мощам в Троице-Сергиеву Лавру? Почему, несмотря ни на какие расстояния, едут они в Алапаевск? Они были едины с Богом — именно это влечет к ним людей. Во время литургии читается Евангелие о Христе, в день памяти преподобных: «Весь народ искал прикоснуться к Нему, потому что сила исходила от Него». Эти слова в полной мере относятся к святым, которые приобщились Христовой силе. Люди находят в них помощь во всех своих нуждах и печалях.
Вот почему сегодня Господь снова обращается ко всем с этим зовом: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы». Он обещает то, что Он один может исполнить. У Него наши сердца обретут покой — и больше нигде. Он может сделать легкими бремена, которые отягощают наши души. Но при одном условии: мы должны научиться взять на себя Его иго. Невозможно никого увлечь за собой — там, где нет личного участия. И Господь не может дать нам обновления, пока мы не примем путь, который Он предлагает. По сравнению с трудами и скорбями, которые мы готовы взять на себя ради святости и Царства Небесного, иго Его поистине перестает быть тяжелым. Потому что оно называется просто — любовь к Богу и ближнему нашему.
протоиерей Александр Шаргунов
18 июля 2010 г.
Добавить комментарий