В неделю о слепом
Почему мы слепы от рождения? Потому что мы рождаемся без света. Мы рождаемся от плоти и крови. Мы сотворены из земли и возвращаемся в нее. И наше несчастье заключается в том, чего у нас нет, что мы, кажется, навсегда потеряли, — в этом страшном отсутствии света. Мы не видим света, который дает жизнь. Мы — существа, поставленные рядом друг с другом, слегка касающиеся друг друга, иногда натыкающиеся друг на друга. Мы отделены друг от друга. Мы живем для себя, в себе. Это и есть наша беспросветная ночь. Мы одни, и в этой абсолютно темной ночи нигде нет жизни. Но мы молимся в начале каждого дня: «Господи Вседержителю, Боже сил и всякия плоти, даруй нам бодренным сердцем и трезвенною мыслию, всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающим светлаго и явленнаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа».
Ибо истинный свет, «жизнь, которая есть свет человекам», пришел в мир. Этот свет — в мире. Он не ослепляет, он только открывает себя. И он видит — взглядом, излучающим свет. Этим человеческим взглядом Бога, ставшего человеком, свет жизни достигает нас. Этим Своим человеческим взглядом Христос увидел слепорожденного человека, сказано в Евангелии. Христос видит нас, но совершенно не таким взглядом, каким видим мы друг друга, слепые от рождения.
Может быть, самое удивительное в этом событии — то, что Господь «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому». Это событие чудесней первого творения, прекрасней нашего первого рождения, ибо прах, землю, из которой мы соделаны, Тот Кто свет от света, великолепие Отчее, смешивает со Своей слюной. Да, со слюной, которая есть выражение голода и жажды. Поистине, Слово стало плотию, свет жизни соединяется с землей, с прахом нашей смерти, жажда любви нашего Бога входит в беспросветную ночь нашего одиночества. В этом — смысл этого события. Оно совершилось с нами однажды в нашем крещении, но оно предлагается нам непрестанно, каждое мгновение. Тот, Кто сказал: «Да будет свет — да воссияет из мрака свет», — это Сам Бог наш, Пресвятая Троица, воссиявающая в наших сердцах. «Возсияй в сердцах наших, Человеколюбче, Твоего Богоразумия нетленный свет, и мысленныя наша отверзи очи во Евангельских Твоих проповеданий разумение», — молимся мы всегда в храме устами священника прежде чтения Евангелия. И свет придает всему, что есть на земле и на небе, сияние его неповторимого цвета, как свидетельствует Церковь за пасхальным богослужением разноцветьем священнических облачений. И, напротив, в ночи смерти, в которую мы погружены, все лишено цвета, все — без жизни. В ночь Пасхи Господь озаряет нас изнутри Своим светом. Когда мы видим его и поклоняемся Господу («Воскресение Христово видевше, поклонимся Господу Иисусу»), нам открывается красота Творца и всего творения. И когда мы во свете, подобно тому, как Он во свете, мы «имеем общение друг с другом» (1 Ин. 1, 7). Потому будем, как евангельский слепорожденный, молить о свете. И мы станем чадами света.
Протоиерей Александр Шаргунов
9 июня 2013 года
Добавить комментарий