«Дай Мне пить»
Слово в Неделю о самаряныне
Христос воскресе!
В сегодняшнем Евангелии мы слышим, как Спаситель пришел к колодцу Иакова, чтобы встретить там женщину-самарянку. Он долго шел к этой женщине, к одному человеку, совершая Свой путь под палящим солнцем. Был шестой час, то есть полдень по тогдашнему исчислению — самый пик жары, — и Он изнемогал от усталости и хотел пить.
Почему, спрашивают святые отцы, Он шел не ночью, когда прохладнее и гораздо легче идти? Потому что всю ночь, как мы знаем, Он посвящал молитве, а день, не теряя ни часа, — служению людям. И мы видим, что это наш Господь — Бог, ставший человеком. Тот, Кто плачет, видя умершего. Тот, Кто на Кресте будет страдать. А теперь Он изнемогает от жажды. Почему же Он, будучи Богом, не может преодолеть Своей Божественной силой эту жажду? Конечно, все в Его власти. Но тогда бы Он не был подлинным человеком. И победа, которую Он одержит, не была бы той победой, к которой мы можем быть причастны.
Разве не насытил Он пятью хлебами пять тысяч человек? Разве не шел Он по воде? Что Ему стоит одним словом, одной мыслью повелеть, чтобы из скалы или из песка забил источник и утолил Его жажду? Но именно здесь открывается нам самое главное. Никогда, ни разу в Своей жизни не совершил Он ни одного чуда ради Себя: ради того, чтобы накормить Себя, утолить Свою жажду, облегчить Свою боль.
С самого начала, с Рождества, Он приобщается всей нашей немощи. Младенцем Он бежит от меча Иродова как простой человек. И это Он тоже делает ради нас, а не ради Себя, потому что не пришел еще час Его. Но когда придет Ему время сразиться со смертью, Он выйдет навстречу ей, чтобы спасти всех, и чтобы смерть каждого из нас обернулась вечной жизнью.
Все в Нем исполнено бесконечной Божественной любви ко всему человеческому роду и к каждому отдельному человеку. Все взвешено на каждый час и на всяком месте. Все содержит Господь и весь мир несет как Крест, на котором Он скажет Свои святые слова: «Жажду».
Он жаждет нашего спасения. Он просит пить у женщины-самарянки. «Дай Мне пить», — говорит Он. Две тысячи лет звучат эти слова, обращенные не только к самарянке, пришедшей к колодцу, а к каждому без исключения человеку до конца времен. К каждому человеку, который есть на свете, Господь обращается и говорит: «Дай Мне пить», потому что хочет получить любовь в ответ на Свою любовь.
Даже чаша холодной воды — чаша воды, которую Он просит у нас, — не нам принадлежит. Она — Его, потому что Он сотворил эту воду. И каждая чаша воды, которую мы даем другим людям во имя Его, оплачена Его Кровью, Его словами, которые Он скажет на Кресте: «Жажду». Однако Он просит эту воду не как Творец у Своего творения, а как обычный человек у другого человека, Сам смиряясь до конца и научая нас самому главному, что есть в человеческих отношениях — служению друг другу.
«Если бы ты знала дар Божий», — говорит Господь этой женщине. Он говорит эти слова каждой душе человеческой. Что же такое дар Божий? Дар Божий — это все, что есть у Бога. И эта вода, которую Господь сотворил для человека, и весь мир, и все люди, которые существуют в мире, — это дар Божий человеку. И все события, которые происходят, вся история совершается ради одного человека. Это дар Божий, чтобы ты мог увидеть присутствие Господа во всем.
Но есть бесконечно больший дар Божий человеку — это Сам Христос, Который, давая нам Свои бесчисленные дары, отдает вместе с ними Самого Себя. Если бы ты знала, душа человеческая, дар Божий, ты бы трепетала от страха и ужаса, и плакала бы от радости, не находя никаких слов, чтобы выразить свою благодарность за это чудо.
Господь отдает нам Себя в Святых Дарах. За праздником Преполовения в эти дни мы слышим запричастный стих: «Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем». Этот дар каждый день дает нам Христос, предлагая его всем. «Приимите, ядите», — говорит Господь, и «пийте от нея вси». Если бы мы знали этот дар Господень, то никогда бы не испытывали жажды.
«Господи! — говорит Ему самарянка, — дай мне этой воды (этот дар), чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать». И Господь переводит разговор на другую тему, чтобы дать ей понять, о каком даре идет речь: «Пойди, — говорит Он, — позови мужа твоего».
«У меня нет мужа», — отвечает женщина. И Господь за то, что она правду сказала, ведет ее к большей правде. Он говорит ей, что у нее было пять мужей. Одних этих слов оказалось достаточно, чтобы перевернуть ее душу, потому что открылся грех, который она скрывала. И следующие Его слова прозвучали как гром среди ясного неба: «И тот, которого ныне имеешь, не муж тебе». Смотрите, к какой женщине пришел Христос, ради кого Он совершил этот долгий путь, и ради кого Он идет на Крест!
И вот мы видим, как эта женщина начинает понимать самое главное, что есть в человеческой жизни, — что душа дороже всего мира, и грех губит душу, лишая ее всякой радости и всякого смысла. И стремление человека найти ответ там, где, кажется, полная безысходность, — встречает любовь Христову.
Пусть каждый из нас поймет, о чем здесь идет речь. Эти слова сказаны не просто женщине-блуднице, а каждой душе человеческой. Потому что у каждой человеческой души было «пять мужей», говорят святые отцы, то есть пять чувств, которые даны человеку и с которыми он живет в этом мире. Человеку кажется, что можно так жить — с этими пятью чувствами, которые определяют его естественную жизнь. Но будучи не в состоянии жить одними собственными силами, человек отступает от этих союзов с естественной жизнью и обретает «мужа беззаконного» — грех.
Господь хочет сказать, что естественная жизнь — даже по добру и по правде — рано или поздно неизбежно становится нижеестественной, греховной, там, где нет благодати. Пока человек не обретет благодать — новую жизнь, ради которой Христос идет на Крест, — самые лучшие, самые чистые, самые благородные из людей, тем более все человечество, как мы видим, идет по этой стезе. От пяти своих естественных чувств, от своих естественных даров оно ниспадает в нижеестественное состояние, так что грех все более становится нормой жизни.
Только благодать Божия, только эта живая вода, о которой говорит Христос, может спасти человека. И поэтому Церковь — это живая вода, это поклонение Христу Богу в Духе и в истине. Не просто внешнее благочестие, соблюдение церковных правил, уставов и постов, а живая вода любви Божией, которая достигает нашего сердца. Только тогда мы начинаем понимать, в чем заключается жизнь, а все остальное — жажда, адская мука. И делаемся способными ответить на любовь Христову отдачей всей своей жизни, и души и тела, чтобы Господь всегда подавал нам воду живую.
Сегодня Христос говорит Своим апостолам и ученикам, что многие в роде человеческом, лучшие из людей — пророки и праведники — шли ко дню жатвы Христовой, но не достигли его, а те, кто Христовы, входят в их труд, «так что и сеющий, и жнущий вместе радоваться будут». Нам есть, что жать — тот смысл, ту духовную правду, которую явили в своем подвиге древние пророки, апостолы, святые и все наши бесчисленные мученики.
Мы призываемся быть соработниками Самого Господа. Да будет дано нам среди смертельного зноя нынешней жизни, как самарянам, сказать не только по чьим-то словам и не потому что слышали проповедь в церкви или прочитали об этом в Евангелии: «Мы сами видели и сами знаем, что это Мессия Христос, Спаситель мира, утоляющий навеки жажду всех, кто приходит к Нему».
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий