Накануне Пятидесятницы
Слово в Троицкую родительскую субботу
Мы совершаем эту родительскую субботу накануне Пятидесятницы, когда мы впервые преклоним колена и будем испрашивать у Господа прощения наших грехов и одновременно молиться за всех от века усопших. Это единая молитва, которая знает самую главную глубину, когда мы предстоим перед лицом смерти, когда знаем, что такое грех и когда видим Бога и Его Божественную любовь, принося свою покаянную молитву и молясь за усопших. Как мы молимся — вот о чем мы должны спрашивать себя. Нам всегда недостает в жизни любви и молитвы. Любви и молитвы нам не хватает. Мы приходим в храм, чтобы помолиться за родных, за близких нам людей, чтобы выразить свое скорбное переживание или исполнить сыновний долг в родительскую субботу. И в этом есть наша любовь, но эта любовь — не та еще любовь, которой хочет от нас Господь. Разумеется, когда мы слышим имена усопших, читаемые по записочкам за этой заупокойной службой или за литургией, всех, кто крещены во имя Отца и Сына и Святого Духа, Господь любовью Своей совершает таинственное соединение этих душ с Собой, и нас с Собою и с этими людьми. Но молитва завершается, мы выходим из храма, и, естественно, перестаем уже думать об этих людях, по крайней мере, погружаемся в свою обычную жизнь. Но Господь снова и снова возвращает нам этих людей, и Он хочет поставить их перед нами, показать их нам, озаренных Своею любовью, чтобы мы снова и снова в наших и домашних и церковных молитвах поминали этих усопших, чтобы приносили их ко Господу в Евхаристии, чтобы были запечатлены они Божественным ликом, замыслом Божиим, когда Бог творил всех этих людей именно такими, какими они должны стать, чтобы они были запечатлены Его любовью, которой Он всех спасает. Каждый человек, единственный и неповторимый, открывает нам праздник Пресвятой Троицы, каждый запечатлен образом Божиим. И хотя наша любовь неглубока, когда мы молимся за наших усопших, Бог присутствует в этой молитве, и Бог знает, как углубить нашу любовь, как углубить любовь тех, кто молится за своих ближних.
Дай Господь нам проникать в эту тайну жизни, в то, что самое главное для нас и для них, и для Бога, пришедшего к нам. Чтобы мы молились — да, за тех, кто жил праведно, кто Богу угодил достойной христианской жизнью, чтобы молясь за этих людей, мы вступали с ними в сокровенное, молитвенное родство, и чтобы обретали их заступничество за нас, и оно возвращалось бы к нам той благодатью, в которой мы узнаем любовь Божию. Но чтобы мы также молились и за людей, которые жили грешной жизнью, и, может быть, не сумели, не успели принести Господу истинного покаяния. Мы должны научиться благодарить Бога в этих молитвах, что Бог показывает нам достойными и этих людей. Мы должны увидеть, как Бог остановил Свой взгляд на этом человеке, который не хотел смотреть на Господа, и как Бог доверяет молитве того человека, который предстательствует за них, души этих людей. И как Бог дарует от Своей любви тому, кто молится за них, чтобы зажечь наши души светом, открывающем нам любовь, которую имеет Господь именно к этому человеку. Мы можем научиться любви, молясь за усопших, только от любви Божественной. И если наша любовь к нашим близким будет возрастать, значит, естественно, будет возрастать и желание молитвы за этих людей и за других людей, которые для нас здесь как мертвые. И тот, кто молится, тот узнает, что такое Церковь земная и небесная, день рождения которой мы будем праздновать уже завтра на всенощной Пятидесятницы, тому открывается, что такое Бог и что такое человек, что Бог так помнит его, открывается тайна Божественной любви. И мы узнаем, почему каждая душа человеческая дороже всего для Господа. И нам открывается, как любовь Божия, которой мы должны приобщиться, побеждает смерть.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий