Начало премудрости
Слово в чистый понедельник
Мы вступили в Великий пост, чтобы войти в пасхальную радость Господа своего. Чтобы стать мудрыми, Христовыми, Божиими людьми, чтобы Его Победа стала нашей победой.
В первый же день Поста Церковь говорит нам: «Начало премудрости — страх Господень» (Притч. 1, 1—20). Это самое главное, это принцип истинного познания вещей Божественных и человеческих. Бесполезно научение всем лучшим книгам, Священному Писанию, напрасно стояние в храме, где поются — не просто произносятся, а поются со сладкопением — самые глубокие и сокровенные слова. Все напрасно, если нет в нас благоговения и трепета перед Богом Живым, если все наши молитвы не устремлены к послушанию Ему.
А зачем это нужно человеку? Только глупцы презирают мудрость и наставления, говорит нам сегодня Слово Божие. Глупцы и безумцы — это безбожники, атеисты. «Рече безумен в сердце своем несть Бог». Они презирают мудрость.
Зло для всего человечества — глубочайший атеизм. В этом его самая великая беда. Господь напоминает, что мы, принадлежащие православной Церкви, остаток святой, должны действительно быть достоянием Божиим, благодаря которому и люди, как будто безнадежно утратившие путь к Истине, могли спастись. «Тот глупец, кто не боится Бога», кто не ценит сокровище Слова Божия. Нам дается возможность еще раз узнать эту мудрость. Мы говорим, что существует добрая традиция в течение Великого поста прочитать всю Библию, все Священное Писание. Особо благодатное время для этого. Преподобный Серафим Саровский напоминает нам, что кто возьмет на себя труд осмысленно прочитать все Священное Писание, а тем более во время сугубой молитвы всей Церкви небесной и земной о нас, того ум будет просвещен истинным ведением, истинной мудростью. А тот, кто не дорожит мудростью, тот, кого Писание называет глупцами, хотя эти люди могут претендовать на всякое знание, и даже на мудрость, и гордиться своим умом — они чужды мудрости, они враги мудрости. Так было всегда, и Слово Божие призывает нас сегодня это понять.
«Слушай, сын мой, наставления отца твоего, и не отвергай завета матери твоей». И это, сказано нам, «прекрасный венок для головы твоей, украшение для шеи твоей». Это прекрасный венок, то есть то, что изображается на иконах вокруг голов святых — нимб, сияние Вечной Жизни. И это украшение для шеи — то, на чем висит самое драгоценное для человека, украшение бесконечно драгоценнее золота и топазов, нательный крестик, знак, что человек Христов, Божий.
Да не напрасно будет, не в суд или во осуждение это украшение для шеи твоей. Научение мудрости начинается, говорит нам сегодня Премудрый, с послушания родителям по плоти, тому, что даровано нам по естеству, закону совести и стыда, тому, что согласно с правдой Божией. Но слушаться отеческих наставлений также значит внимать нашим духовным отцам и поучениям святых отцов — святых, потому что они научились страху Господню.
Нам дается очень важное правило, как избежать сетей вражиих в нашем восхождении. Мы должны быть внимательными, с кем мы имеем общение. Поэтому исключаются в течение Великого поста всякие сомнительные телепрограммы, всякие газетки, которые не чище этих телепрограмм, ибо «дурные сообщества, — как известно нам, — развращают добрые нравы». «Сын Мой, — говорит нам сегодня Дух Святой через Своего угодника, — если будут склонять тебя грешники, не соглашайся».
Сегодня, как никогда, люди любят общение в грехе. И падшие ангелы, та часть ангелов, которая последовала в отвержении заповедей Божиих за люцифером, увлеклась такого рода общением. В непотребстве рекламы греха присутствует та же самая темная организующая сила. Зовут к такому общению — не соглашайся, не уступай им. Хотя они будут прельщать тебя, они не могут заставить тебя идти с ними, не имей общения с ними. Слово Божие беспощадно показывает, что всякий соблазн ко греху являет собой по сути картину самых ужасных преступлений. Почему? Потому что в каждом грехе присутствует диавол. В каждом грехе, каким бы внешне обманчиво привлекательным он ни казался, присутствует убийство и смерть.
Мы должны помнить, вступая в Великий пост, в каком мире мы живем. Мы не в монастыре находимся, не в пустыню удалились — мы должны создать эту внутреннюю пустыню в самих себе в течение Поста. Прежде всего, чтобы удалиться от мира, мы должны навсегда даже в помыслах наших расстаться с грубыми грехами, если кто из нас был когда-либо поражен ими. Враг ведет борьбу и в помыслах, и чистота наших помыслов может быть достигнута, прежде чем мы определим ясно границы всего нашего духовного пути.
Сегодня Церковь показывает нам, к какому бесстрашию приводит отсутствие страха Божия. «Если будут говорить — иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного, без вины живым проглотим, как преисподняя, и целых, как нисходящих в могилу. Наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею». Какая знакомая картина того, что происходит сегодня в мире! Они называют драгоценным то, что не представляет собой по сути ничего ценного, но только тень благ, и что может быть хуже лишения всего, что есть у человека. И еще говорят они: «Жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, соедини навсегда наши судьбы, мы будем все вместе веселиться». О них сказано, что они жаждут крови и ненавидят праведников, потому что чистотой и честностью своей жизни праведники обличают их. «Сын Мой, — говорит Премудрый, — не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, не подражай безумию их, потому что ноги их бегут к злу», к тому, что мерзость перед Богом, и что гибель для человечества. Они спешат на пролитие крови, «круты стремнины греха».
Начинается грех с малого, с помысла, потом он все более возрастает, когда нет ему противления. И вступившие на путь греха, не только не могут остановиться, но чем дольше они пребывают в грехе, тем быстрее они бегут и торопятся к новому греху. Вот что значат эти слова Писания о крутизне стремнин всякого греха. Они знают, Слово Божие ясно говорит, что путь нечестивых погибнет, все завершится полным их крушением, и тем не менее упорствуют в своем нечестии. Они подобны, говорит Премудрый, неразумным птицам, которые видят, как расставляется для них сеть, и все же влекутся в засаду приманкой, невзирая на предостережение собственных глаз.
Так ненасытность греха увлекает на пути, которые не дают достигнуть даже преполовения их дней. Почему такая смертность сегодня в нашем народе, почему столь многие уходят из жизни в юные годы? Грех уподобляет грешника — еще более беспощадную картину дает нам сегодня Слово Божие — бандиту с большой дороги. Всякие грехи, прежде всего самые страшные, которые мы наблюдаем вокруг: и убийства, и пьянство, и блуд, — это разбой. И все есть следствие утраты страха Божия. Человек, утрачивая страх Господень, внимает соблазну сатаны, и не слушает призыва Божия.
Бог зовет нас к Себе мудростью. Премудрость возглашает на улицах, на площадях возвышает свой голос. Премудрость — это значит бесконечная мудрость Божия, Его многоразличная мудрость. Бог говорит с сынами человеческими через все виды мудрости, через человеческие разум и совесть, которые есть свет и Божественный Закон, написанный на наших сердцах. Через законно установленную государственную власть. Через школы должна бы она говорить, как через Божие установление. Однако, судя по тому, что эти учреждения возвещают сегодня в мире, мы все более можем понимать, как далеко ушло человечество от Бога. Но самое главное, Сама Божия мудрость, Церковь Христова, все ее требования и законы мудры, как сама мудрость. Мудрость Божественная установила для нас этот Великий пост, чтобы мы исцелились от глупости и от безумия.
Бог действует через Священное Писание, через таинства, через апостолов, мучеников и пророков, через всех слушателей Своего Слова, возвещает Свою волю роду человеческому. И Сам Христос — Премудрость Божия, ибо в Нем сокрыты все сокровища мудрости и познания, и Он являет Божественное Откровение. Он — Превечная Мудрость, и Он — Превечное Слово, через Которое Бог говорит с нами, и кому Он вверил весь Суд над всем родом человеческим, над каждым из нас. Он Сам Себя именует Премудростью, Он зовет нас — и сокровенно, и открыто: «Кто имеет уши слышать, да слышит».
Среди распада и лжи сегодняшнего мира, утратившего страх Божий, не имеющего мудрости, звучит голос Премудрости Божией, обращенной ко всем людям без исключения. Этот голос вопиет, Слово Божие возвышается с предельной ясностью и любовью. Бог хочет быть услышанным. Неужели и мы превратим Его в «глас вопиющего в пустыне»?
Сегодня во всех православных храмах началось великопостное чтение Псалтири. Со страхом Божиим и со святой решимостью запечатлеем первые ее слова в наших сердцах: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Чтобы иметь общение со святыми, с Самим Господом, мы не должны иметь общения с грехом.
Премудрость Божия говорит нам, что мы должны «победителями греха явитися», чтобы «сподобитися неосужденно поклонитися Христову Воскресению», чтобы страх Господень, который веселит душу, раскрылся в нас в грядущем к нам Воскресении Христовом, в Пасхе Его неотъемлемым веселием и радостью.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий