Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — август 2008 г.
Каждый день люди читают газеты, смотрят телевизор, слушают новости. Кажется, это естественно. Нормально для человека желать знать, что происходит в мире, особенно сегодня. Но мало кто задумывается, что значат эти события в духовном плане, и потому, как сказано в церковной молитве, «исчезают в суете дни наши». Я пишу это письмо главным образом для того, чтобы поблагодарить Вас, отец Александр, за Ваш недавно вышедший двухтомник «Евангелие дня». Эта книга — хлеб насущный для тех, кто вдумчиво, не отвлеченно читает «книгу жизни». Хочется привести фрагмент отзыва об этой книге, прочитанный мною в Литературной газете: «Священнику эти книги, несомненно, послужат большим подспорьем. Но понимание канонических текстов будет полезно и тому, кто не собирается произносить проповеди, ибо как угадать наперед, когда придется христианину защищать свою веру в разговоре с насмешником? Да и без подобных споров обретение веры — не всегда легкий путь. «Душой принимаю», «умом понимаю», говорим мы, часто противопоставляя одно другому. «Евангелие дня» способно помочь и тому, кто нуждается в умственном понимании, чтобы уверовать, и тому, кто, искренне веруя, не находит слов, чтобы говорить о вере даже в кругу близких людей». От всего сердца, благодарю Вас за эту поистине уникальную книгу, которая, как мне кажется, может стать настольной для многих любящих слово Божие.
Преподобный Антоний Великий говорил, что есть две Библии: одна — Священное Писание, другая — книга природы, и обе написаны одним автором. А Вы, в одной из своих проповедей, приводя эти слова, добавляете, что мы живём в такое время, когда книга природы, можно сказать, исчезает и остаётся, кроме Священного Писания, грозная книга событий. Как научиться нам её читать?
Сергей Тихомиров, г. Москва
В руке Христа Живого почти на всех иконах — свиток Писания: Господь, Господин истории, Агнец закланный, распятый и воскресший — Он единственный, Кто может открыть все печати, потому что Он в нас и мы в Нём. В свете Пасхальном наше прочтение жизни должно всё более и более освещаться чтением Писания. Господь хочет «открыть наш ум к уразумению» событий, даровать нам способность видеть Его живое присутствие во всякой нашей смерти, потому что смерть побеждена Им. «Не бойся, Я был мертв, но вот, Я жив во веки веков» (Откр. 1, 17-18).
В книге Неемии рассказывается, что после возвращения из 70-летнего Вавилонского плена богоизбранного народа священник Ездра читает Писание, забытое за годы изгнания. И все от восхода солнца до полудня внимают ему со слезами, в которых радость обретения Закона Божия смешана с печалью о их неверности, послужившей причиной этого плена после долгого периода разделений, предательств и бесполезных компромиссов с амбициозным язычеством.
О, если бы сегодня наш народ после своего не менее продолжительного и не менее страшного плена мог вернуться к слушанию слова жизни! Однако всё делается, чтобы лишить его этой возможности не только физически, но самое главное — сделать неспособным к восприятию высшей правды. А нам, христианам, дано, по милости Божией, стоять в храмах и слушать, как бы за всех, благовествование Евангелия. Мы слушаем это слово со смирением и благодарностью к Тому, Кто обращается лично к каждому из нас. Поистине мы должны слушать Евангелие, как если бы Сам Господь присутствовал здесь и говорил с нами. Пусть не скажет никто: блаженны, кто мог видеть Его. Потому что многие из тех, кто видел Его, участвовали в Его распятии, а многие из тех, кто не видел, уверовали в Него. Те же самые слова, которые исходили из уст Господа, запечатлены письменно, чтобы сохраниться для нас.
Возможно ли любить кого-то, не зная его? Посвящать каждый день, хотя бы немного времени, чтению Евангелия с молитвой, значит начать постепенно познавать и видеть Христа, подобно тому, как видели Его апостолы. Он Сам — в этих словах, исполненных мудрости, сострадания к несчастью грешников, святого гнева и твёрдости по отношению к дельцам от религии, терпеливой заботы об учениках, которые часто не понимают смысла Его слов. Трудно любить Господа, подлинно познавать Его, не слушая Слово Божие, не читая Святое Евангелие — хотя бы несколько минут каждый день.
Прежде чем начать чтение Евангелия за богослужением, священник или диакон произносит: «И о сподобитися нам слышания Святаго Евангелия Господа Бога молим». А какой молитвой молится перед этим священник: «Воссияй в сердцах наших, Человеколюбче, Твоего богоразумия нетленный свет». И далее: «Премудрость, прости. Услышим Святаго Евангелия. Мир всем». И завершается чтение, как и начинается, нашим ответом: «Слава, Тебе, Господи, слава Тебе». Как воздаём мы славу и хвалу Господу? Словами и делами, жизнью нашей? Или тут же забываем об этом слове, делая его бесплодным? Какое изгнание от лица Божия последует после этого для нас? — Горшее, чем Вавилон. И в своем Отечестве мы, весь народ наш, можем оказаться в худшем, чем Вавилон, плену. Великий враг Божий в мире — незнание самого главного; духовное невежество — причина и корень всех бед и зол, отравляющих народы и приводящих в смятение человеческие души. Невежество, усугубленное мощным организованным воздействием телевидения и СМИ, якобы объективно, без Бога, освещающими происходящее в жизни. Сколь великое множество людей, именующих себя православными христианами, терпят духовное поражение, становясь лёгкой добычей врага, — только вследствие отсутствия твёрдого знания своей веры. За невежеством следует заблуждение, пустота заполняется чернотой. Что может быть печальней того, когда незнание слова Божия делает мир неспособным принять спасение Христово, предлагаемое ему!
Один знакомый привел мне слова близкого к нам по времени святого, кажется, преподобного Силуана Афонского: «Если кто грабил, убивал, насиловал, пусть придёт к Богу, и Бог простит его». Получается, человек всю жизнь грешил, а ему, как ни в чём не бывало, — Царство Божие. Что хотите, я этого никак не могу понять. И ещё у меня вопрос о молитве. Как научиться молиться? У Горького я прочитала, что он видел в Италии в храме женщину, которая буквально говорила с иконой. По мнению знаменитого писателя, это пример того, как религия может довести человека до безумия. Я-то как раз за религию. Считаю, что от неё всегда было много пользы людям. А без неё — посмотрите, что происходит! Сама люблю читать Библию. Отношу себя к верующим. Хотя, признаюсь, нередко меня посещают сомнения.
Л. Волкова, г. Тверь
Царство Божие — поистине Божие, а не человеческое. Этого должно быть довольно, чтобы избавить нас от всякого уныния и страха. Но требуется подлинное покаяние.
Бог это Тот, с Кем можно говорить. Более того, Он Единственный, с Кем можно говорить в некоторые самые сокрушительные для нас моменты жизни. Потому что в неисследованных Его глубинах сокрыта таинственная способность слушания — далеко за пределами всякого человеческого понимания и внимания.
Молитва — дар Божий. Сам Христос говорит: «Без Меня не можете творить ничего». И первым нашим шагом должно быть узнавание, что замкнутые на самих себе, мы не можем переступить порог тайны. Хотя бы потому, что в мире существует смерть. Кто молится, тот знает, что молитва поддерживает нас и делает иным весь день. Весь день и всю жизнь. Молитва помогает умирать, так же как жить. Она укрепляет того, кто умирает. Через неё действует Тот, Кто умер нашей смертью, чтобы дать нам Свою жизнь. Как Христова любовь, молитва — дар, сходящий свыше. Она учит нас служению людям, чтобы сделать их более близкими к Богу. Благодаря молитве, мы можем начать видеть мир глазами Самого Бога. Из этого дара может рождаться множество других даров. Словом, молитва рождается от покаяния, от глубокой правдивости, в часы нашей исключительной просветлённости и ясности. Но к этому надо добавить ещё одно, самое главное: не мы, христиане, молимся, а Дух Святой молится в нас, как говорит апостол Павел, «воздыханиями неизглаголанными». Хорошо, что Вы читаете Писание, но чтобы познать Бога, недостаточно относиться к Нему так, как если бы Он был книгой. Потому что Он — Живая Личность. И это открывается нам, по мере того как мы входим в общение с Ним, всецело отвечая на Его зов. Без этого существование Бога становится проблематичным и столь отвлечённым, что человек начинает спрашивать себя: не оставил ли его Бог? И вообще, существует ли Бог?
Протоиерей Александр Шаргунов
август 2008 г.
Добавить комментарий