Праздник любви
Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице
Праздник всех святых — это поистине праздник любви. Бог создал нас, чтобы мы были святыми и безгрешными — таково наше призвание! И Господь дал нам средства ответить на это призвание. Быть святыми — таков замысел о нас любви Отчей. Он хочет, чтобы мы были причастниками Его святости — вот почему Он создал нас по образу Своему и подобию.
Спросим святых, как они достигли этого, будем молить их, чтобы они открыли нам свой секрет. Несомненно, то, что прежде всего характеризует всех святых, — это их сыновнее отношение к Богу. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими», — говорит апостол любви Иоанн Богослов (1 Ин. 3, 1). Требуется время, чтобы многими скорбями и трудами, и глубоким покаянием мы узнали любовь Отчую к каждому из нас, любовь незаслуженную нами, — как дар, как милосердие, как ожидание от нас ответной любви.
Бог любит нас — не за наши дела, но потому что Он хочет, чтобы мы приобщились Его любви. Это наше сыновнее отношение заключается в том, чтобы жить в изумлении перед этой абсолютно незаслуженной нами любовью: «Не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего» (1 Ин. 4, 10). Не так легко принять незаслуженную любовь. Ибо Бог не имеет нужды в нас. Общение Лиц Пресвятой Троицы бесконечно превосходит все для Нее. В абсолютно незаинтересованном для Себя действии Бог решил разделить со Своим творением радость Своего Божественного Сына. Он творит нас и носит нас без конца, говорят святые отцы, двумя Своими руками, которые есть Его Сын и Дух Святой. Потому речь идет о том, чтобы принять нашу жизнь как подарок Божий. Посмотрите на то, что нам уже дано: наша земная жизнь, дар веры, Его Божественная жизнь, наше призвание — сознаем ли мы это? Вот где источник радости святых.
Потому сыновнее отношение к этому дару любви не в том ли заключается, прежде всего, чтобы все происходящее с нами принимать как из рук Божиих? «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него», — говорит Христос (Мф. 7, 11). Наш Отец Небесный любит удивлять неожиданностями. Его богатства неисчерпаемы, но от нас зависит, чтобы им приобщился еще не знающий Бога мир. Его милосердие изливается на нас и через нас на других людей по мере нашей надежды на Него. На каплю нашей любви к Нему Он отвечает океаном Своей.
Речь идет о том, чтобы научиться совершенному доверию Богу. Трудные времена переживает сегодня Церковь Христова. Но как говорит апостол Павел: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?» (Рим. 8, 35). И другой апостол утешает нас: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем» (1 Ин. 3, 2). Так сгущается вокруг мрак, что порой страшно заглянуть в завтрашний день. Но Тот, Кто с самого начала именуется «с нами Бог», никогда не оставит нас. Новые испытания приближаются к нам, но непреложно слово Господне: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34). Такое доверие дает нам возможность жить полнотой жизни уже сейчас, в этот день и в этот час, ибо Господь всегда дает терпение и мужество тем, кто в этом нуждается. Никогда так победно не звучит голос Спасителя, как среди гонений на Церковь Христову: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5, 12).
В мире, лежащем во зле, мы призваны «не подражать злу, но добру». «Кто делает добро, тот от Бога» — пусть будут нам памятны эти простые слова. Но речь идет о том, чтобы мы не превозносились добрыми делами. Прежде всего — не возлагали надежду на наши добрые дела, но только на Бога. Мы только рабы неключимые, но призванные быть верными, ибо спасение — это дар нашего Бога и нашего Агнца. Будем просить в этот праздник благодать принять это спасение, чтобы мы стали святыми, в которых так нуждается мир.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий