Слово в Неделю 2-ю Великого Поста. Святителя Григория Паламы. Иконы Божией Матери «Державная»
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Во вторую Неделю Великого Поста мы совершаем память святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Сегодня же праздник иконы Божией Матери «Державная». Во вторую Неделю Великого Поста Святая Церковь говорит нам о тайне света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. Святитель Григорий Фессалоникийский и богословские споры в XIV веке, связанные с его именем, учили о том, что свет Преображения есть свет нетварный, несотворенный. Опровергая ересь западных богословов, это учение напоминало о слове Писания, что Бог есть свет, и, исповедуя Бога-Отца и Бога-Сына, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, мы веруем, что Богом-Светом сотворен другой — тварный свет, тот, о котором сказано в книге Бытия: «Сказал Бог, да будет свет».
Эти догматические вопросы не были отвлеченными для жизни Церкви. Не должны они быть отвлеченными и для нас. Беда, если мы воспринимаем их как простые богословские или ученые рассуждения, не имеющие никакого отношения к нашей жизни. Это может означать только одно: что тот свет, о котором нам возвещает Бог — свет, в котором нет никакой тьмы — для нас остается неувиденным, и мы не приносим печали покаяния в том, что по-прежнему пребываем во тьме. Все беды Церкви связаны, в конце концов, с тем, что какие-то тайны веры становятся отвлеченными, переставая быть живыми насущными вопросами, решающими нашу судьбу, и мы теряем глубину веры, полноту христианского призвания, которое должны осуществить в Церкви.
Праздник Державной иконы Божией Матери, который мы отмечаем сегодня, связан с решающим для нашего Отечества событием насильственного государственного переворота 2(15) марта 1917 года, когда Государь Император Николай II был вынужден отречься от престола. Многие задают вопрос: «Почему Государь отрекся от престола? Не было ли это малодушием? Может быть, надо было стоять до конца?» Великий чудотворец и подвижник нашего времени святитель Иоанн Шанхайский говорит, что Царь отрекся и сложил с себя царский венец потому, что не мог исполнять свое христианское царское служение в условиях, когда не было возможности исполнять его по христианской совести, когда все окружение Императора вынуждало его к тому, чтобы он делал то, что противоречило бы исполнению его христианского долга. Это отречение можно сравнить с тем, как во времена гонений некоторые наши епископы и священники вынуждены были пойти на то, чтобы лишиться служения — только бы не вступить в соглашение с какой-либо ложью и не осквернить святыню православного исповедания.
Сегодня многие вынашивают планы (как один из запасных вариантов для утверждения беззакония в России) восстановления такой монархии, где уже ничего не осталось бы от ее прежнего благодатного смысла. А сама эта власть, будь то конституционная монархия или монархия, называющая себя прежним именованием, на деле была бы совершенно декоративной, зависимой от власти, осуществляющей контроль над всем, происходящим в России из-за рубежа в интересах именно тех сил, которые хотят окончательно поработить Россию.
Воля Божия — вот тайна отречения Государя от престола. Многие наши богословы и святой Иоанн Шанхайский сравнивают молитву Государя во Пскове с Гефсиманской молитвой Самого Спасителя. Это был тот самый час, когда Николаю II нужно было услышать приговор Божий о судьбах России, о народе, который отрекся от Помазанника Божия, отрекся от власти, преданной Богу, отрекся от крестного целования, которое давалось Помазаннику Божию, и предпочел безбожную жизнь жизни с Богом.
Государь — именно тот человек, в котором с предельной ясностью раскрывается для нас служение веры, до конца преданной воле Божией. Для него исполнение личного христианского долга, то есть следование заповеди Божией, и его общественное служение как Государя было одно и то же, и потому он был так невыносим для всех противников России и Православия. Все враги Царя и России были, действительно, врагами веры и Бога, и это был давний скрытый замысел безбожия, которое стало открыто действовать после того, как добилось своего.
Для каждого понятно, что произошло с Россией после того, как не стало ее Царя — Помазанника Божия. Борьба против веры и против Бога, против света, который был в России, заключалась в борьбе всех врагов России против Царя, благословленного на земное царствование Сыном Света. И в этом был смысл борьбы, главная цель всего, чего добивались враги России. Большинство людей, способствовавших этой борьбе, не понимали этого, как и сегодня многие не понимают того, что происходит с Россией; не понимают, что означает прославление Царя-мученика и каким путем может быть совершено восстановление православной монархии.
Мы должны молиться Господу, чтобы Он просветил наш ум пониманием того, что исполнение личного христианского долга и противостояние силам зла, которые действуют извне, это одно и то же противостояние. Мы должны молиться, чтобы нам дано было понять, что после отречения Государя естественным было последовательное крушение России, потому что именно он, объединяя все, стоял на страже правды, и в том, что враги Православия и России добились его отречения, был великий грех русского народа, открывший свободный доступ всякому греху.
Все, кто участвовал так или иначе в отречении от Помазанника Божия, кто равнодушием, бездействием или своею жизнью был согласен с безбожной идеологией, все, кто виновен своим участием или участием своих детей и внуков в недавней коммунистической лжи, приняли в себя тьму. Мы все виновны в этом событии; грех и ответственность за него лежит на нас, покуда мы не принесем покаяния.
Знаменательно, что именно в этот день отречения России от своего Царя, Божия Матерь совершила чудо, явив свою икону «Державная». Не для того, чтобы мы думали, что все, что происходит, находится под Ее покровом, и Божия Матерь принимает наши беззакония; не для того, чтобы мы совершали такие крестные ходы, которые лишены осознания всего происшедшего и происходящего в России, а для того, чтобы увидеть всю тьму, в какой оказалась Россия вследствие отречения от Царя, и понять, что эта тьма присутствует в каждом из нас. Понять, что заступничеством Богородицы — Матери Света мы можем принести истинное покаяние пред Господом.
Сегодняшний день говорит о том, что наше противостояние греху должно быть осмысленным и твердым до конца; даже «до крови», как говорит апостол Павел. Даже до света Христова, который открывается всем, хранящим Его заповеди. Сегодняшний день напоминает нам, что мир, который заражает наши души грехом, не есть только «совокупность страстей», как говорят святые отцы, но и человеческое общество, организующее себя без Бога и разрушающее свет Церкви в душах миллионов людей.
Сегодняшний день напоминает нам о словах Христа: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9, 45). И Святая Церковь говорит нам о том, что ночь, которая приходит, есть пришествие антихриста, когда невозможно уже будет организованно противостоять злу, уже сегодня принимающему все более организованный характер. Признать наступление ночи прежде, чем придет тьма, значит, сдаться этой тьме раньше времени.
Дай нам Господь в нашей личной жизни и в противостоянии тьме, которая нас окружает, быть причастниками света Христова. Дай нам Бог, чтобы этот несотворенный свет не явился тем Судом, который обличит нашу тьму в час, когда уже нет покаяния. «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света» (Ин. 12, 3536). «Покуда в мире свет, покуда есть покаяние, веруйте в свет, творите дела света, — говорит Господь, — чтобы быть чадами его». Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Всенощное бдение 14 марта 1998 года
Добавить комментарий