Слово в Прощеное воскресенье
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня вечером мы вступаем в святой Великий спасительный Пост. Христос говорит нам сегодня, чтобы этот пост не был у нас лицемерным, напоказ. «А ты, когда ты постишься, — говорит Он, — помажь голову твою и умой лице твое» (Мф. 6, 17), и не уподобляйтесь лицемерам с ложно печальными лицами.
Что значит помазать голову елеем? Голова — это ум, говорят нам святые отцы. То есть — позаботьтесь о том, чтобы мысли ваши были чистыми, сохраните себя от злых, грязных и пустых мыслей. И точно так же позаботьтесь о том, чтобы слова ваши не были злыми, не были скверными, не были пустыми. Обратите особое внимание на духовную пищу: чем вы будете питать свой ум, какие страницы перелистывать, какие программы смотреть.
О слове, так же, как и о мыслях, в течение всего Поста нам будет напоминать молитва: «Положих, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих» — слово Господне, которое обращено к последнему Суду, к самой Пасхе Христовой.
«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). Не только за слово скверное, гнилое, но и за «всякое слово праздное, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Праздным словом, прежде всего, является не просто бессмысленное или лживое, а правдивое и истинное, но которое мы делаем праздным, когда употребляем святые слова всуе, как ничего не значащие.
Мы живем в мире, где самая главная война идет против человека; против единственного словесного существа — человека. Все делается для того, чтобы слова стали бессмысленными. Чтобы не только потопить всех в море, в океане лживых слов, которые ежедневно обрушиваются на нас, но и святые слова смешать со словами лживыми и скверными. И чтобы мы тоже приняли в этом участие. Если мы поддаемся врагу, то горе нам. Для того и предлагается нам пост, чтобы мы помнили, что есть самое главное; чтобы мы помазали главу свою: свой ум, свое слово — елеем смысла, добра, веры, правды и чистоты, и чтобы слово наше стало живым, как и мысли.
Слова Евангелия «помажь главу» относятся, конечно, ко всему внутреннему человеку, к сердцу нашему — чтобы из сердца не исходила ни зависть, ни ненависть, ни злоба, ни вражда, никакая похоть, ничего грязного. Чтобы внутренний наш человек: душа наша — была помазана благодатью Духа Святаго. Чтобы наша ожесточенная, окаменевшая, мертвая душа за то, что она хранит этот пост, по дару Христову, по Его благодати получила благоуханное, благодатное помазание Духа Святаго, когда завершится Великий Пост, и мы предстанем перед Христом, распятым и воскресшим.
А что значит умыть свое лицо водою? Лицо, говорят святые отцы, — это внешний наш человек. Что у нас на лице? — Глаза, чтобы мы обратили внимание на то, куда мы смотрим, где блуждает наш взор среди этого, всеми красками греха переливающегося, изменчивого мира, лежащего во зле и во лжи. Чтобы, само собой, исключались Великим Постом, все телевизионные программы, и мы не уподоблялись такому человеку, который воздерживается от мяса в течение всего Поста и вместе с тем пожирает своими глазами всякую нечистоту, как тот блудный сын, который сел за один стол с грязными, шумно чавкающими свиньями — за бесовскую трапезу, которую предлагают нам средства массовой информации сегодня.
Мы должны хранить зрение, как должны хранить, конечно, слух, оберегая его от всего неполезного, от всего, что удаляет нас от правды, от чистоты: и радио, и пустые, опасные разговоры должны быть исключены из нашего слуха. Мы должны быть глухими, как говорит апостол Павел, и слепыми, смотря по обстоятельствам.
И нос свой мы тоже должны воздерживать от обоняния запахов мира сего, которыми он хочет прельстить нас, всегда помня о том, что эти запахи могут очень скоро превратиться в злосмрадие. Мы должны хранить все свое естество, все тело свое от всякого греха: руки свои, чтобы они не ударили ни человека, ни животного и сохранялись от прикосновения ко всякой нечистоте; и ноги наши, чтобы они не шли туда, где совет нечестивых. Действительно, все тело наше должно стать храмом нашей души — не вертепом разбойников, не забегаловкой какой-то, где собираются воры и разбойники, с тем чтобы поделить свою преступную добычу и обсудить дальнейшие планы, а чтобы тело наше стало храмом Божиим. Вот для чего дается нам Пост.
Господь говорит, чтобы вначале мы помазали голову, а потом уже умыли лицо. Голову помазали, а потом лицо, потому что внутреннее должно идти впереди, а потом — внешнее. Не то, что Он внешнее считает незначительным. Нет, внешнее очень значительно. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины, «да никакоже причастится», — правило святых отцов, которое никто не может отменить, ибо оно дано Духом Святым. Но что главнее — душа или зеркало души? Это мы должны видеть и помнить.
Сегодняшнее Евангелие начинается со слов: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 15). Почему накануне Поста говорит Господь, прежде всего, эти слова? Какое это имеет отношение к Посту? — Такое, что цель и смысл Поста заключается в том, чтобы мы стяжали сокровище. Не то сокровище, которое собирается здесь, на земле, где тля и моль тлит, и ржавчина разъедает, где воры подкапывают и крадут (и где много этого сокровища, они там и подкапывают), а то сокровище, которое на небесах. Не то сокровище, где распад всегда неизбежен, а то сокровище, которое ставит нас перед лицом Бога Живаго, перед Его любовью, потому что — где сокровище наше, там и сердце наше будет. И где любовь Божия, где радость Христова о каждом грешнике кающемся, о каждом из нас, там и сердце наше будет среди ликования Пасхи Божией.
Господь, Церковь Святая устанавливают сегодняшний день как Прощеное воскресенье. Церковь предупреждает нас, чтобы к чину прощения, который состоится вечером во всех православных храмах, когда мы будем испрашивать коленопреклоненно прощение у Господа, у Божией Матери, у всех святых, друг у друга, мы заранее пришли, приготовились. И чтобы у всех нас был мир. Представьте, что вы придете на исповедь и будете каяться в грехах, в которых вы не раскаиваетесь на самом деле. То же самое, если вы будете просить прощения у человека только внешне, формально — в суд и во осуждение будет такое испрашивание прощения. И только даром Божиим, только Его благодатью, только нашим участием в этом даре, который мы можем показать всем нашим трудом сорокадневного поста, можем мы научиться дару прощения.
Нельзя никого заставить простить, так же как нельзя никого заставить любить. И Господь нас не заставляет прощать, Он говорит: «Вы можете не прощать, вы можете поступать так, как вы хотите», — потому что если бы Он заставил нас простить, то прощение, которое мы давали бы другим людям, не было бы нашим прощением. Это не было бы нашим, это было бы Божиим, а к нам это не имело бы никакого отношения. Подлинную цену имеет только то, что делается свободно, вольно, сознательно, когда сам человек понимает, что он должен простить. Господь только предупреждает, что если мы не прощаем, то и Он нас не простит. А кто же тогда простит нам наши грехи, если Бог их не простит? Нет такого существа ни на небе, ни на земле, кто бы нам простил тогда наши грехи. Люди нам не простят наших грехов, потому что мы им не прощаем; Бог не простит нам наших грехов, потому что мы не прощаем другим людям. Где мы дальше будем, если не будем прощать другим людям? — Тяжесть наших грехов, и крупных, и самых мелких, которые, как горы, накапливаются изо дня в день, будет возрастать у нас, а когда мы перейдем в вечность, то и в вечности это будет возрастать и давить нас вечною безысходною тяжестью.
Вот что значит тайна прощения грехов другого человека. Поэтому будем учиться в течение всего поста не отвечать другому человеку на оскорбление оскорблением, на обиду обидой, на зло злом, на грех его — грехом. Святые отцы призывают нас быть рассудительными. Посмотрите, говорят они, если пьяный человек валяется в грязи, что вы сделаете, увидев этого пьяного человека? Что, вы ляжете рядом с ним в грязь или попытаетесь его вытащить из этой грязи? Всякий грех — это грязь, и всякая страсть — это опьянение человека. Человек пьян, когда он охвачен какой-то греховною страстью. И если вы видите, что душа этого человека валяется в грязи греха, то что же, вы тоже ляжете в эту грязь? Или вы постараетесь удержать себя от греха, постараетесь помочь этому человеку, вытащить его из грязи и очистить его? И тогда Господь, видя это, вытащит вас из той грязи, в которой мы по уши все завязли, и поставит нас чистыми среди Ангелов небесных, среди всех святых даром одного только этого прощения.
Вот в какой Пост мы вступаем. Пост, который воистину дарует спасение. Пост, который освобождает душу человеческую от всякого губительного лицемерия. Пост, который заповедан нам Самим Господом. Пост, в котором Он Сам участвует, и потому Сам прежде его совершил, с тем чтобы дать нам силу победить диавола, искушающего нас всеми страстями, и дать победу новой жизни в Воскресении. Аминь.
Протоиерей Александр Шаргунов
20 февраля 1999 года
Добавить комментарий