Суббота пред Рождеством Христовым
Лк, 72 зач., 13, 18—29
Сказал Господь: чему подобно Царствие Божие? и чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом, и птицы небесные укрывались в ветвях его. Еще сказал: чему уподоблю Царствие Божие? Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы. Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты. Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды. Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием.
Господь дает два ярких образа Царства Божия, два заметных факта из обыденной жизни Галилеи. Маленькое горчичное зерно вырастает в дерево, закваска поднимает тесто. Две важных подробности: хозяйка положила закваску в три меры муки, что составляет сорок килограммов. Горчичное зерно становится деревом, в ветвях которого укрываются птицы небесные. Мы вспоминаем о большом и крепком дереве в пророчестве Даниила, высота которого «достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли» (Дан. 4, 8). Речь у пророка идет о великом Царстве, собирающем все народы. В глубине этих двух притч — тот же процесс роста и созревания, который показан в книге Деяний поразительным распространением Евангельской проповеди. В Откровении даны измерения Святого Града, в котором есть место для всего мира, и даже больше (Откр. 21, 16). «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» — слышим мы в сегодняшнем Евангелии.
Некто сказал Ему: «Господи, неужели мало спасающихся?» Спасающихся — от чего? Может быть, задававший этот вопрос думал прежде всего о умножении зла в конце времен и о трудности жить по заповедям Божиим. Господь не отвечает прямо на вопрос, но предостерегает от иллюзий. Некоторые думают, что идут вслед Христу, и даже рядом с Ним, но, тем не менее, обманываются. Они ошибаются дверью, потому что ищут для себя не то место в жизни, которое они должны занять.
Есть много заманчивых дверей, и многие к ним спешат, но эти двери не ведут никуда. В данный момент они закрыты, и тот, кто стоит и ждет пред ними, будет отвергнут Господом. «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк. 13, 27). Обман будет тем более жестоким, когда эти двери окажутся лишь внешней видимостью близости ко Господу. Те, кто был здесь, скажут с искренним возмущением: «Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Они напомнят даже, что именно они проповедовали во имя Его и изгоняли бесов Его Именем. Но всего этого будет недостаточно. Даже тот, через кого Господь проповедовал Свое слово, не обязательно будет спасен Им.
Из всех дверей, по видимости открывающих доступ ко Господу, только одна совершенно надежна. Но Господь говорит нам, что эта дверь — узкая, и требуется усилие, чтобы пройти через нее. И, может быть, даже исключительное бодрствование, чтобы найти ее. Если ученики Христовы рискуют ошибиться дверью, это часто происходит из-за того, что они заблуждаются относительно места, которое они должны занимать в служении Господу. Господь постоянно повторяет Своим ученикам: «Многие последние будут первыми и первые — последними». Нет никакого сомнения, что место, которое должен занимать христианин, ищущий встречи с Господом, — последнее место. Поскольку все двери закрыты, за исключением узкой двери, все другие места — обманчивы, кроме последнего, которое кажется мало привлекательным. Когда откроется Царство Христово, пусть никто не удивляется, увидев все наши земные звания перевернутыми вверх дном. Потому что никто не устоит перед славой Божией, кроме тех, кто был немощен и безумен в глазах мира. Все увидят, что «незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1, 28).
И это последнее место, которое станет первым, — место Господа нашего Иисуса Христа и Его служение среди нас на земле. Чтобы спасти человечество и вознести его с Собой на небо, одесную Отца, надо было Ему занять последнее место, оказаться исторгнутым из жизни человечества, до бездн смерти, откуда Он воскрес из мертвых и восшел на небо со славой. И вместе с Ним — все грешники, облагодатствованные Его любовью. Христос — первый из этих последних, которые стали первыми, Первенец из мертвых. Кто хочет быть там, где Он, должен прежде сойти до этого последнего места.
Поистине, путь к последнему месту — через узкую дверь, которая есть Сам Христос. «Аз есмь дверь», — говорит Он (Ин. 10, 7—9). И в жизни, и в смерти. Эту дверь трудно найти, потому что она не только узкая, но также очень низкая. И верующие в Него должны умалить себя, свергнуться своего мнимого величия, чтобы сочетаться уничижению Христову в Его послушании людям и Богу даже до смерти. Они будут избавлены от зла, восхищены из глубин ада до славы Воскресения, до высот неба, за то, что они были со Христом на последнем месте, совлекшись всего, осознав, что погибают от грехов, но в то же время предав себя до конца милосердию Божию и силе Его благодати.
Добавить комментарий