Быть милосердными, как Отец наш Небесный?
Слово в Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Возможно ли нам быть милосердными, как Отец наш Небесный милосерд? Что значит это «как»? То, что заповедует нам Христос, несомненно, возможно, потому что каждое человеческое существо, какими бы ни были его возраст, его скорби, его дарования, носит образ Отца Небесного. Некая близость с Божественным милосердием по естеству есть в нас. Но, созданные по образу Божию, мы призваны быть и «по подобию Его». Именно в этом заключается смысл слова «как» — заповеди об уподоблении Самому Богу.
Первый луч разумения слов Христовых появляется, как только мы исповедуем правду: мы не можем при всем нашем желании стать милосердными как Отец наш Небесный. В самом деле, как такое может быть? Мы должны превзойти все образы Бога, которые подсознательно может приписывать Ему наше воображение, оставить всякий гуманистический романтизм, скрывающийся за словом «милосердие». Божественному милосердию можно научиться только в подвиге молитвы и веры. Это совершается, если мы сподобляемся узнавания Иисуса Христа, Которым Отец Небесный открывает нам в Духе Святом, как Он милосерд. Когда мы милосердны по нашему человеческому естеству, мы ощущаем в какой-то мере страдания другого человека. Но можем ли мы по-настоящему помочь ему? Новизна милосердия Христа, открывающего нам Отца, заключается в том, что Он не только знает о наших страданиях и ранах, но Он «познал» их изнутри. Это Его страдания и Его раны. Его милосердие — поистине сострадание. Он переживает наши страдания с нами. Это происходит, потому что Он любит всех людей до принятия на Себя их смерти. Грехи даже самых великих преступников Христос несет на Себе, как и наши раны. Хотя наши грехи — это раны, поражающие Его, Он не перестает любить нас. Потому когда Христос заповедует нам: «Любите врагов ваших», это не просто красивые слова — Он являет Свое Божественное милосердие на Кресте. Быть милосердным, как наш Отец Небесный милосерд по отношению ко всем, это и значит иметь «те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2, 5). Осеняя себя крестным знамением, поклоняясь Кресту Христову, будем молить Господа дать нам проникнуть в эту тайну — Его любовью к нам и Его любовью ко всем людям. Невозможное для нас становится возможным с Ним и в Нем. Этот переход от образа Божия к подобию Его — дело благодати Христовой.
«Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым», — говорит нам Господь. Это значит, Он заповедует нам благословлять, как Отец Небесный. «Благословляйте, а не проклинайте», — повторяет научившийся от Господа главной тайне жизни апостол Павел (Рим. 12, 14). И другой первоверховный апостол пишет: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Петр. 3, 9). Мы помним, что праотцу Аврааму было дано обещание, что его потомство в вере будет благословением для всех народов. Это потомство — мы. Но сознаем ли мы, что мы призваны быть и становиться благословением для всех, с кем мы живем? Благословение на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Протоиерей Александр Шаргунов
12 октября 2014 года
Добавить комментарий