28/02/2007
Снимая свой оскароносный «Титаник», американский кинорежиссер Джеймс Камерон много и шумно хлопотал вокруг того, чтобы, не дай Бог, не потревожить остов затонувшего лайнера. Все-таки коллективная могила, нужен пиетет, сами понимаете.
Но на прошлой неделе он столь же шумно доставил в Нью-Йорк и продемонстрировал на пресс-конференции две каменных урны, в которых якобы хранились останки Иисуса Христа и его близких.
Документальный фильм Камерона «Утраченная могила Христа», который будет показан по каналу «Дискавери» в это воскресенье, множит эту новость на другие, не менее сенсационные заявления. В киноленте утверждается, что в местечке Талпийот в окрестностях Иерусалима есть склеп, где удалось обнаружить саркофаги всего святого семейства в полном составе. А именно: отца Иосифа, Девы Марии, самого Христа, его «жены» Марии Магдалины и даже «их сына» по имени Иуда.
Сюда же затесалась урна некоего Матфея, который, судя по столь почтенному окружению, не мог быть ни кем иным, кроме как библейским апостолом.
Создатель блокбастера «Терминатор-2: Судный день» Джеймс Камерон как бы вновь отправляется в прошлое, чтобы на этот раз переписать всю историю раннего христианства. Но теперь его противники реальнее и серьезнее. Это не империя машин, а авторитетная международная община археологов, историков и теологов. И, конечно, миллионы христиан, возмущенных таким попранием святости веры, научных фактов и просто логики.
Начать с того, что захоронение, о котором идет речь, было обнаружено еще 27 лет назад, при строительстве жилого дома в Талпийоте в марте 1980 года. Находка никак не взволновала тогда израильских археологов: таких могил в окрестностях Иерусалима тысячи. Черточки на урнах, складывающиеся в воображении авторов фильма в святые имена, могут быть чем-угодно, даже просто царапинами, считает Стивен Пфанн, научный сотрудник Иерусалимского университета. Скажем в начертании имени «Иисус» ему видится скорее «Ханун».
Но дело даже не в аберрациях зрения. Любопытнее, как Камерон аргументирует правдоподобность своих открытий.
Так, один из его главных тезисов - удивительная концентрация библейских имен периода Нового завета в одном месте. По мнению режиссера, это все равно, как если бы рядом с могилой Ринго оказались плиты с надписями «Джон», «Джордж» и «Пол».
Далее кинорежиссер привлекает на помощь статистику. По расчетам, выполненным по его просьбе в Университете Торонто, шанс, что скопление имен Иосиф, Мария, Иисус, Мария Магдалина и далее по списку может повториться в одном захоронении, составляет 1: 600. Значит, перед нами действительно могила Христа из Назарета, удовлетворен этим научным результатом автор фильма.
Но статистика всегда хороша лишь настолько, насколько хороши использованные цифры. В Израиле в миллионы раз больше нераскопанных захоронений, чем раскопанных. Поэтому никто не может сказать, как часто и в каких сочетаниях встречаются в склепах те или иные имена, попавшие позднее в Библию.
Главное же, это самые популярные имена простолюдинов в первом веке христианской эры. «Иосиф - второе по встречаемости имя в тот период, Иисус - шестое, - говорит Даррелл Бокк, профессор Нового завета из Теологической семинарии Далласа. Что касается Марии, то тогда это имя гордо носили, по мнению профессора, примерно 21 процент женщин.
Еще более смехотворны манипуляции Камерона с геномом святого семейства. По его просьбе лаборанты соскребли образцы ДНК с урн, приписываемых Христу и Марии Магдалине, причем оказалось, что они «не родственники по материнской линии». Отсюда делается чрезвычайно удобный для заказчика анализа вывод. Раз это останки не родственников, но обнаружены в семейной могиле, значит это «скорее всего муж и жена».
Между тем, все предельно просто. Откапывая могилу Христа, американский творец кассового кино, по сути, пытается закопать основополагающий постулат христианства - веру в телесное воскрешение Сына Божьего. Если есть его урна, где хранились его останки, значит никакого чуда не было. Соответственно, самый радостный и светлый праздник христиан Пасха - в лучшем случае беспредметная иллюзия.
Не случайно фильм «Утраченная могила Христа» демонстрируется примерно в те же дни, когда в прошлом году на прилавки хлынул тираж книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Приурочить сенсацию к кануну Пасхи - одна из главных предпосылок коммерческого успеха, считают организаторы таких антихристианских провокаций.
У православных России, как и у христиан мира, принадлежащих к другим конфессиям, есть заповедь Господа, которую они наверняка приложат и к фильму Джеймса Камерона. Торговцам не место в храме.
Владимир Симонов,
© Общественный Комитет "За нравственное возрождение Отечества"