Три подробности сегодняшнего воскресного Евангелия
Слово в Неделю 22-ю по Пятидесятнице
Через два события — исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира — Господь хочет научить нас, как это просто и как это прекрасно — молиться Ему, то есть жить в единении с Ним. Наша молитва — это общение с Богом, смиренное прикосновение нашей любви к Нему. Это раскрывается в полноте, когда мы принимаем Его в святых Тайнах, в Его живом человечестве. Мы прикасаемся к Нему, когда вкушаем Его Плоть и пьем Его Кровь. И когда мы не одним слухом слушаем слово Его, и когда стараемся, что бы это нам ни стоило, исполнить Его заповедь, — во всяком нашем общении с Ним, которое есть вера, — мы прикасаемся ко Господу Иисусу Христу, Возлюбленному Сыну Отца Небесного, изливающего Свой Дух на нас, чтобы мы были едиными с Ним.
Три подробности сегодняшнего воскресного Евангелия могут научить нас, как молиться, как верою прикасаться ко Христу. Прежде всего бросается в глаза, что делает отец этой умирающей девочки. Он падает к ногам Господа, умоляя Его о спасении. Мы тоже делаем это во время евхаристического канона в центре Божественной литургии, когда становимся на колени или простираемся перед Господом, выражая этим движением вопль нашего сердца. Мы падаем пред нашим Богом совершенно беззащитные, исполненные бесконечного доверия Ему, предавая себя Его милосердию. Мы сознаем, что ничего не можем, а Он может все, что Его любовь сильнее нашей смерти, всякой смерти.
Далее, порыв этой женщины, безнадежно больной, но непоколебимо упрямой, даже бесстрашной в своей вере. Что она делает? Она прикасается ко Христу. Мы тоже хотим к Нему прикоснуться. Даже если нам кажется, что Он далеко, Он всегда рядом. Это мы далеко. Но мы желаем приблизиться к Нему, надеемся вопреки всякой надежде, как эта женщина, — не ожидая, что увидим Его лицом к лицу или получим от Него чрезвычайное откровение. И только имеем смелость, как она, «коснуться края одежды Его». Но речь теперь уже идет не просто о льняной или хлопковой одежде, в которую одет Господь. В Своем живом человечестве Он облечен славой, то есть Духом Святым. Вот почему Он говорит: «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, изошедшую из Меня». Этой силы женщина прикоснулась своей верой, и эта сила коснулась ее. Эта сила любви и жизни — Дух Святой, Которым помазан Спаситель и Которым Он являет Себя Мессией Христом. Все Его человеческое естество проникнуто Духом Отчим. Вот почему апостол Павел напоминает нам в своем Послании: «Чрез Него мы имеем доступ к Отцу в одном Духе» (Еф. 2, 18). Тот же Дух помазует главу Тела, которая есть Христос, и нас, его членов. Дух Святой не только делает нас близкими Христу, но Он — живое прикосновение к нам Бога, Он соединяет нас со Христом.
Наконец, еще одна важная подробность этого Евангелия — самая важная — это когда Господь берет за руку отроковицу. В Евангелии от Иоанна сказано, что «Отец все дал в руку Сына, и не мерою дает Бог Духа» (Ин. 3, 34—35). Ибо воскресший Господь не перестает брать нашу руку в Свою, как напоминает нам об этом икона Воскресения, изображающая «во ад Сошедшего и с Собою вся воскресившего». Христос выводит нас из нашей смерти и ведет нас к Своему Отцу рукою крепкою и мышцею высокою. Ибо Он — Слово живое, глагол жизни, и Он зовет нас, как эту девицу: «Встань». «Востани, спяй, и воскресни от мертвых, и осветит тя Христос» (Еф. 5, 14).
Его прикосновение к нам и наше к Нему осуществляется в каждой нашей смиренной, исполненной любви, неотступной молитве. И мы должны почувствовать правду и силу того, что Господь говорит родителям отроковицы: «Не плачьте, девица не умерла, но спит». Все, за кого мы молимся в этом мире, не умерли, но спят. «Не бойся, только веруй», — говорит Христос. Мы не должны бояться, но только веровать. Верой нашей молитвы сила воскресшего Господа возьмет их за руку. Дух Святой коснется их, и они восстанут. Пока наши сердца бодрствуют в молитве, на многих телесно или духовно умерших изливается благодать Духа Отча, Жизни Подателя. Чем с большим доверием и чем с большей настойчивостью молимся мы, тем с большей щедростью отвечает нам Господь.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий