Святой, который любит всех радовать
Слово на праздник святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
В декабре у нас особенный праздник, праздник святителя и чудотворца Николая, которому посвящен наш храм. И еще сугубая наша радость, потому что в этот праздник день ангела святого Царя-мученика Николая Александровича. Мы все знаем, сколько чудес было явлено заступничеством святого Царя-мученика еще накануне его прославления, свидетельством тому являются два тома, почти в тысячу страниц, где собраны эти чудеса. А о святителе Николае, может быть, не собрано столько свидетельств, но на самом деле если бы позаботились об этом, то, не знаю, уместно ли здесь слово Евангельское, самому миру не вместить этих чудес. И они продолжаются, эти чудеса заступничества святителя Николая. Недавно нам прислали письмо из Орловской епархии, в котором рассказывается об одном из таких чудес. Я позволю себе привести это свидетельство.
«Мою бабушку звали Мария Семеновна Крюкова, в девичестве Недородова, из графской семьи. А дедушка Василий Федорович был купеческого рода, орловский. Его отец был ктитором церкви в Домнино. Где-то здесь у них было большое родовое имение, его продали. Когда семья стала большая и купили дом в Мценске, так что в Мценске их хорошо знали. И вот заболела моя бабушка раком прямой кишки неизлечимо. Врачи отказались ее лечить, обрекли. А она была еще молодая, дети. Она молилась. И вот ей снится сон, будто вешает она на чердаке своего дома белье, поворачивается и видит — стоит святитель Николай и говорит ей: «Сшей мне рубашку». С тем она и проснулась. Они были богатые, но деньги все были у мужа. Она никому ничего не сказала, пошла и заложила в ломбард все свое золото, все украшения и заказала монашкам Введенского монастыря, которые шили золотом, архиерейское облачение для службы святителю Николаю, золотое. А когда сшили, взяла старшую дочку, повязались они низко-низко платками, как монашечки, и пошли пешком из Орла в Мценск к его чудотворному образу в соборе. К вечеру пришли, облачение в большой коробке несли. Начинается всенощная, они вызывают алтарника и говорят: «Вот, возьмите. Одна женщина просила передать Николаю чудотворцу, оденьте ему». И не сказалась, что от нее. И бабушка выздоровела. Рак у нее был, неизлечимый. Очень чтила она святителя Николая.
И умерла она знаменательно. В 1919 году на летнего Николу выпал небывалый снег. Она старенькая уже была, болела. И дети, и внуки не пускали ее на всенощную. Сугробы, говорят, были, а утром все растаяло. А она: «Нет, пойду к Николаю угоднику». А как пришла, совсем слегла и уже больше не вставала. Перед смертью пришел священник из Никиты, причастил. Собрались все у ее кровати. Ночь, отблеск огня на кафельной печке, лежит она такая веселенькая, розовая. «Ой, дети, кто ко мне пришел! » А мы: «Бабушка, скажи, кто пришел, что ты видишь? Скажи». — «Нет, нельзя говорить». Мы плачем, встали все на коленочки: «Скажи, бабушка! » А она: «Николай угодник» — «А что он говорит, бабушка, скажи». — «Нет, детки, нельзя говорить. Три слова сказал». И умерла с сияющими глазами в великой радости».
Таких свидетельств воистину, как мы исповедуем в нашем акафисте, неисчерпаемое чудес море. Святитель Николай — это великий святой. И в то же время, мы все знаем, такой простой, доступный. К нему обращаются как к родному: «Николушка, помоги». Недаром он выручает, когда квартирный вопрос или судебное разбирательство, или опасность какая, или позор. Попроси у Николая чудотворца. Не бойся, попроси у него, он услышит тебя. Так всегда говорили на Руси: «Трудно тебе, скажи Николе милостивому, а он скажет Спасу Всемилостивому». И мы, получая в ответ просимое, чувствуем, что это святой, который любит радовать. Что он при жизни дарил, и для него еще большая радость дарить сейчас. И видеть радость человека, когда ему дарят. Ведь самое главное в даре — видеть радость человека. Как радостно засияют глаза, загорится лицо. Для святителя Николая люди — как дети, которым он приносит подарки. А подарок — это надежда. Он святой подарочный, дарящий. Он накануне Нового года, он и зимой, и весной, наполняющий все праздником и сиянием. Как будто с ним снег теплей и цветы ярче. Зимой он предваряет Рождество Христово и впервые на всенощной его праздника на великом входе гремит рождественская стихира: «Вертепе, благоукрасися. Пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному. И волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите». Церковь возвещает в этот праздник уже о приходе в мир Спасителя. А весной со святителем Николаем полнота весны, Пасхи Господней.
Задумаемся, почему святитель Николай такой милостивый и щедрый, такой безотказный. Потому что он знает, что Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. И потому святитель противостоит всякой тьме с отвагой и ревностью. Как часто нам недостает такой ревности там, где нужно действительно вступиться за оскорбляемую и попираемую святыню Бога и человека. И потому недостает нам Христовой любви и сострадания. Христова любовь всех обнимает собой, всех милосердует, всех хочет спасти, всех милует и жалеет. Но там, где она видит ересь и кощунство, она становится огненной ревностью, для которой невыносимо зло, угрожающее вечной гибелью многим. Так святитель Николай заградил уста нечестивого Ария, так святой Иоанн Златоуст заповедует нам: освяти свою десницу заушением еретика и кощунника.
Мы слышали чудо о дивной помощи святителя Николая, явленное в 1919 году. Еще одно чудо, в том же году явленное, хочется вспомнить в связи с этим. Как пришли в храм красноармейцы, а впереди них комиссар, обвешанный гранатами. Не снимая фуражки, шагнул к иконе святителя Николая, где горело множество свечей. И он вынул изо рта папиросу и прикурил от свечи. И тогда вспыхнула свеча, и раздался взрыв, разлетелся на кусочки этот кощунник, а никого из других, стоящих в храме, не тронуло.
Отчего сегодня у многих такое уныние? Оттого что ничего не видят, кроме своих несчастий, оттого что такое равнодушие к истине, к поруганию человека и страданиям других людей. Оттого что нет великодушия и жертвенности. Что же мы ждем от сегодняшнего праздника святого, который любит всех радовать? И хочет всем нам подарить сегодня радость.
Есть две радости, говорит Господь. Радость принимать и радость давать. Мы все знаем слова Господа: блаженнее давать, чем принимать. Святые отцы называют радость принимать человеческой радостью, а радость давать — Божественной. Одна радость связана с другой. Нам, вообще-то говоря, нечего давать, пока не примем земное и небесное от Господа, но если мы будем только принимать и не отдавать другим, мы будем лишены Божественной радости. И когда кончится наша земная жизнь, вместо вечной радости у нас будет вечная мука. Господь и святые его, святитель Николай, радуются, когда мы отдаем то, что имеем, другим. И эта радость передается нам, так что уже сейчас мы можем ощущать в сердцах своих Божественное веселье, Христову благодать. Наивысшая радость, говорит преподобный Паисий Афонский, происходит от жертвы. Только жертвуя, человек вступает в родство со Христом, ибо Христос есть жертва. Это подвиг всецелой отдачи себя, его являют прежде всего мученики. Не зря мы сегодня вспоминаем и святого Царя-мученика Николая и весь сонм новых мучеников и исповедников Российских. И его являет святитель Николай в непрерывной все возрастающей радости милосердия, так что становится видны в ней вифлеемские ясли, Крест и Пасха Господни, которым любовью своей он хочет приобщить нас.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий