«Да утверждается же Церковь Русская»
Когда-то, еще совсем недавно — некоторые из нас, наверное, помнят об этом — достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было труднее, чем Евангелие и молитвослов. И опаснее. А теперь в море церковной литературы самое большое место, наверное, занимают книги, посвящённые этой теме. К безчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются всё новые имена. И ещё больше среди них — безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари.
В 1917 году, накануне великой бури, в России было триста тысяч священниках. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС АЯковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поимённо прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы безчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом!
Многие читают повествования об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмём силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?
Ещё нет открытых гонений на Церковь, как в 20—30-е годы, но духовная атмосфера в обществе не лучше, как, может быть, кому-то кажется. Сказать, что то же неверие, что и в годы так называемого «застоя», тот же дух мiра сего господствует в умах и сердцах большинства людей, и особенно молодёжи, практически во всех учебных заведениях и СМИ, было бы несправедливо. Такого торжества духа растления и насилия не было никогда. Согласно прошлогодним официальным данным, число официально зарегистрированных убийств в нашей стране, причём без учёта пропавших без вести и тех, кто умер от ран, в три раза больше, чем в США и в десять раз больше, чем в любой европейской стране. По числу самоубийств (из них среди детей ежегодно — десятки тысяч) Россия прочно занимает первое место в мiре.
Это значит, что наша страна находится в состоянии небывалой в истории войны. Миллионы людей гибнут от алкоголизма и повального пьянства. При этом идёт непрестанное смертельное облучение душ человеческих, детей такими телеканалами, как «2X2», где «супергерой» непременно педофил, некрофил, зоофил, педераст, садист и бисексуал. А какое место среди этого занимает религия, Церковь? Религия внешне свободна, но она, по замыслу наших врагов, должна стать частным делом, которое не волнует общество в целом и рассматривается новым поколением как то, что не имеет особенной силы и значения в их жизни. Имя Христово можно свободно произносить, но, в отличие от коммунистических лет, оно (как на Западе) ассоциируется у слишком многих с религией мёртвой обрядности. Или, в лучшем случае, как способ личного выживания среди общей катастрофы. А далее, когда подлинного сопротивления злу не будет, можно дать Церкви открытый бой. Придёт время, когда исполнится слово Христово, которое мы слышим в Евангелии праздника: «Будете ненавидимы всеми за имя Мое». И большинство, если не все, станут воспринимать христиан как опасных преступников, истребление которых должно быть благом для государства и общества. Это будет хуже смерти самой. Но как такое может быть, чтобы все ненавидели христиан? Это может быть тогда, когда грех действительно утвердится в мiре как норма. И для людей будет непереносим свет Евангелия, потому что он будет обнажать их злые дела. Нечестивые, ненавидящие покаяние, ненавидят Христа, Искупителя мiра, а также тех, кто Христовы, — ради Него.
Мы должны понять, что история мiра, история Церкви, жизнь христианских общин и наша личная судьба не может быть исполнена благополучия и покоя. И потому это нормально, что наша вера подвергается испытаниям. От этого, если мы действительно ищем прежде всего Христа, она только обретает крепость. Вокруг нас рыщут бесы. И силы зла берут всё большую власть над мiром. Что делать? Как устоять в верности Господу, когда времена становятся особенно тяжкими?
Евангелие праздника даёт нам на это вопрошание три ответа. Во-первых, Христос призывает нас быть мужественными, даже если удары, которые наносят нам наши враги, кажутся непереносимыми. Пусть всё безнадёжно плохо — это не значит, что нужно покидать поле боя. Трудности и скорби — составная часть нашей веры. Они — испытание её, они даются, чтобы утвердить нас во всецелом уповании на Господа. Они могут стать пасхальным путём, приближающим нас ко Христу. И мы можем пройти с Ним от скорбей к радости, от мрака к свету, от ран к исцелению, от смерти к жизни. И Господь говорит нам удивительные слова об этих испытаниях. Когда подступает гроза и уже начинает греметь за окном — что нам делать? Закрыться в доме, ждать, когда гроза пройдёт, и не высовываться наружу? Господь предлагает другое. Он предлагает стать лицом к лицу с беснующимся мiром и свидетельствовать об истине. «Будет же это вам для свидетельства». Свидетельствовать — это не только возвышать голос против лжи и нечестия. Это также, и прежде всего, — распространять вокруг себя любовь, мир, радость — тот отсвет новой жизни, которой мы приобщились по дару Креста Христова.
И, наконец, мы не должны забывать, что Господь всегда рядом с нами. Свидетельство требует многого от нас, и мы можем устрашиться его. Мы можем думать, что бывают обстоятельства, когда невозможно свидетельствовать о Христе, потому что это превосходит наши силы. Именно тогда мы должны вспомнить слово Господне: «Положите себе на сердце не заботиться о вашей защите». Господь Сам даст нам уста и премудрость, которой не возмогут противостоять все противящиеся нам. Бог не оставляет нас в наших испытаниях. Его Дух живёт в нас. Христос — всегдашний Спутник на всех наших путях. Потому свидетельство возможно. Возможно идти до конца, каким бы яростным ни был сбивающий с ног встречный ветер.
Не забудем никогда: мы на пути к полноте жизни, и Бог даёт нам силы претерпеть до конца. Вот тайна мученичества и исповедничества, тайна всех скорбей и испытаний, через которые проходит каждый христианин и вся Церковь от I века до XXI-го. Её можно определить словами, принятыми апостолом Павлом от Бога: «Довлеет ти благодать Моя». Эта благодать сильнее, чем скорбные обстоятельства, вражда мiра и гонения. Весь вопрос только в том, как стяжать нам эту благодать, какою верностью Христу и Церкви Его во всём, чтобы чувствовать себя победителями среди самых страшных поражений. И в пещи огненных испытаний ощущать веяние вечной Пасхи. Смысл и цель христианской жизни, по слову преподобного Серафима Саровского, — только в этом. Апостол Павел называет наши страдания Христовыми, потому что Сам Господь участвует в них и укрепляет нас в нашей немощи. И если мы участвуем в Его страданиях, мы будем также участниками Его славы. Не страдания сами, а то, ради чего они претерпеваются, делают христианина исповедником и мучеником.
Будем молиться, чтобы нам всегда быть едиными с Господом и с нашими святыми мучениками и исповедниками, а не с теми, для кого, как сказал один проповедник, сытость важнее, чем святость, кто готов пойти на согласие с врагами Христовыми «страха ради иудейска». В мiре торжествующего нечестия замышляющие зло бывают часто более сплочёнными, чем ищущие добро. Но во времена испытаний и гонений подлинные христиане должны быть как никогда близкими и единомысленными, любящими друг друга. К этому единству и любви призываемся мы сейчас. Прежде наступления приближающейся ночи всемiрной религии антихриста, говорят святые отцы, ещё раз новые мученики и исповедники просияют неземной красотой. Они — впереди шествия Церкви в Царство Небесное. Да будет дано нам их предстательством принадлежать этой Церкви! «Да утверждается же Церковь Русская кровьми и страдании вашими», — молимся мы новым мученикам, восходя ко Господу вслед им.
протоиерей Александр Шаргунов
7 февраля 2010 г.
Добавить комментарий