Радость ожидания
Слово на праздник Сретения Господня
Праздник Сретения — праздник встречи с Господом и с Божией Матерью. Кто сподобляется этой встречи? О старце Симеоне сказано в Евангелии, что он был праведен и благочестив. Праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» — жил ожиданием утешения Израиля, то есть пришествия Мессии. Христос не только дает утешение, Он — само это Утешение. И всякое подлинное неложное утешение совершается по дару Христа.
Господь долго шел к нам — веками — и долго не приходил. И те, кто хранил веру в Него, ожидали Его Пришествия. Каждый человек Божий и весь народ Божий должны ждать утешения от своего Господа. И этого стоит ждать, сколько бы времени ни прошло.
Мы говорили вчера на Всенощной, что единственный смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы встретить Христа на земле. Если человек Его не встретит здесь, то, может быть, он не встретит Его и в вечности. Вернее, встретит для того, чтобы навсегда быть разлученным с Ним, и навсегда разлученным от других людей. Ад — это там, где нет Сретения с Господом.
Но эту встречу Господь дает не так, как мы ее хотим, а так, как Господь видит, как Он благоволит. Преподобный Силуан Афонский говорит о даре, которого сподобил его Господь — встретить Живого Воскресшего Христа, увидеть Его телесными очами. Очень многим дается увидеть Христа, и вся Церковь за каждой воскресной Всенощной исповедует: «Воскресение Христово видевше». Это не значит, что мы видели, как преподобный Силуан, Живого Воскресшего Христа телесными очами. Но нам в Духе Святом дано было узнать, что есть Бог, что Он любит человека, что всякое слово Писания, которое о Нем возвещает, все, что говорит о Нем Святая Церковь, есть истина. И это открывается нам в благодати, в видении Христова Воскресения.
Но если кого-то не сподобляет Господь этой встречи, он должен ждать. И должен учиться быть праведным и благочестивым. Сколько бы времени ни прошло, преодолевая все скорби, все испытания этим святым ожиданием, этой верою, что Господь никогда не обманет. Сегодняшний праздник говорит о том, что никто из людей, поверивших обещанию слова Божия, не был посрамлен в своей надежде. Господь исполняет все и дает бесконечно больше, чем мы ожидаем принять от Него: «Око не видело, и ухо не слышало, и не всходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Не просто святое отвержение этого мира, лежащего во зле, дает нам видение «спасения, которое Господь уготовал пред лицем всех людей». Но и то глубокое исповедание, которое приносит в своих писаниях преподобный Силуан, когда непрестанно говорит, что прекрасны звезды и облака, и солнце, и цветы, и поля, сотворенные Господом, но «скучает душа моя о Господе, и ничего не желает видеть, пока не увидит Христа, Которого она увидела однажды». Если бы все богатства, вся красота, все знания были даны человеку — он все равно ничем никогда не может утешиться, пока снова не встретит своего любимого Господа.
И для того, кто сподобился увидеть Христа, каждый человек, становится самым дорогим и единственным. Таким, каким он является для Христа — ради которого Бог сотворил мир, ради которого Он стал человеком. Для того, чтобы встретиться с этим человеком, Он прошел скорбный путь на земле, принял крестные страдания. Он воскрес из мертвых, чтобы мы все увидели Воскресение Христово, и увидели Живого Воскресшего Христа, и не разлучались с Ним вовеки.
Сегодняшний праздник открывает нам, что только те могут мужественно, без всякого страха смотреть в лицо смерти, кто сподобился по дару Христа увидеть Его. «Смерть грешника люта», а кончина праведника — благословенна, трижды благословенна. Праведный Симеон, принимая ее, хвалит, благословляет, благодарит Бога за то, что Он сподобляет его этого дара смерти, который является высшею радостью, открывающейся за ее пределами. Всем своим существом он устремляется туда, где Христос, вечно Живой, Победитель смерти. И мы видим, что свет Воскресения Христова уже приоткрывается святому праведному Симеону, когда он принимает на свои руки Богомладенца Христа.
Это происходит в Храме Божием. Он приходит туда по внушению Духа Святого в тот час, когда Пречистая Божия Матерь и святой праведный Иосиф Обручник совершали там положенное по ветхозаветному Закону. И святая Церковь говорит нам: кто хочет увидеть Христа, тот пусть приходит в Храм Божий — там Господь и Божия Матерь встретят его. Чтобы сподобиться нам этой встречи, мы должны неотступно исполнять все, что заповедует нам Христос, в том числе в отношении Храма Божия. И кому будет дана благодатная встреча в Храме, тот будет со всех ног бежать на каждое богослужение. Он узнает, что нет другого такого места на земле, где эта радость может быть нам столь щедро дана.
Мы празднуем сегодня встречу с Господом, победу над страхом смерти. И благодарим Господа за то, что Он, Солнце правды, пришел в мир, чтобы осветить всех, во тьме и тени смертней сидящих. Чтобы всем было даровано спасение, всему Израилю, «который не по плоти, а по духу» (Рим. 2, 28—29). Чтобы всем подлинным чадам Божиим, любящим Бога, была дана эта слава Господня — и здесь, на земле, и в безмерной вечности.
Но запомним, уходя из Храма, что эта слава, эта радость дается нелегко. Как говорит нам слово Божие: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом» (Пс. 2, 11). Нет ни одного человека, с кем не хотел бы в радости встретиться наш Господь. И те, кто уже погребен грехами, могут внезапно обрести избавление во Христе. И те, кто погибает в горе и отчаянии, могут в Нем найти всепревосходящее утешение. И эти слова — «Сей лежит на падение и на восстание многих» — может быть, относятся одновременно к одним и тем же людям (Лк. 2, 34). Может быть, те, кто не может удержаться от падения, получат от Господа дар восстания. Они пали, как говорит апостол Павел, чтобы снова восстать (Рим. 14, 4). Но мы знаем, к сожалению, и другое. Мы знаем, что многие в Израиле, устремившиеся к падению, исполнились ярости против Господа и соблазнились.
Нет больше для нас радости, чем знать, что для многих Христос — жизнь с избытком. Но нет и больше печали — не должно быть большей печали — чем видеть, что многие бегут от Его Креста как от напоминания о смерти. И Он есть «знамение пререкаемое» (Лк. 2, 34), когда одни восхищаются Им, преклоняются пред Ним, а другие пререкаются с Ним. «Очи многих будут на Нем, — говорит Писание, — и уста многих будут против Него».
И здесь «открываются помышления сердец»: сокровенная устремленность умов и сердец человеческих к правде и истине откроется объятиям Христа, отдавая себя Ему; и скрытая глубокая порча в человеке, упорное предпочтение греха заповеди Божией откроется враждой против Христа и войной против Него. Бог судит людей за помышления сердечные по отношению ко Христу — жизнь в наших сердцах, или в них смерть? Слово Божие судит намерения и помышления сердечные.
Мы живем во времена, когда торжествуют смерть и диавол, но над миром все яснее проступает Крест Христов, как проступает он над сегодняшним событием встречи в Храме. И оружие скорби пройдет пречистую душу Божией Матери, когда Она увидит, какою ценою дается радость принятия смерти праведному Симеону — когда, стоя у Креста Своего Божественного Сына, Она будет свидетельницей Его страданий и смерти.
И всякий, кто хочет быть близким ко Христу, кто хочет обрести встречу с Ним, не сможет избежать этого. Чем ближе человек ко Христу, тем больше его страдания и тем больше радость. И эта радость растет, пока не встретятся навеки — в радости Пасхи вечной Живого Христа Воскресшего, в ничем неразрушимой любви — Бог с человеком и человек с человеком.
протоиерей Александр Шаргунов
14 февраля 2010 г.
Добавить комментарий