Россия в огне
В интернете идут призывы ко всем верующим молиться в связи с пожарами, охватившими Сибирь. «Горят миллионы гектаров, погибают звери и птицы, задыхаются люди, дым дошел до Казахстана. Никто, кроме Бога нам уже не поможет. Ситуация катастрофическая. На месте великих Сибирских лесов будет болото. Если мы не вымолим Россию, никто за нас это не сделает!»
Предлагаем слово протоиерея Александра Шаргунова, сказанное в 2010 году на праздник Божия Илии. Тогда тоже горели леса, и от дыма задыхалась Москва. Бедствия, в том числе стихийные, всегда для нас — урок и предупреждение. Если на них не реагировать, неизбежно наступает горшее.
Снова Россия в огне и в дыму. Картины, которые показывает телевидение, как сводки с фронта. В новостях спрашивают молодого мужчину: «Дача сгорела?» «Что дача, — отвечает он, — вы не видите, что Россия горит?» Пылают тысячи гектаров лесных массивов, сожжено множество поселков, число погибших от пожаров и умерших от жары растет. Огненный смерч тридцатиметровой высоты перекидывается через высокие деревья с одного места на другое, и никакая противопожарная техника, которой, увы, оказалось, как всегда, более чем недостаточно, пока не в состоянии его остановить. Сколько раз пытался убедить нас современный век, что он якобы имеет власть управлять природной стихией, разгонять облака, вызывать дожди, и вот теперь приходится только в бессилии констатировать неутешительный прогноз на ближайшие недели. И нетрудно представить, что столбик термометра может подняться еще на несколько градусов — ну, скажем, всего на пять, на десять. Ибо какие основания у неверующего в Бога человека требовать гарантий от бездушной природы? Мы уже достигли дня святого пророка Илии, и многие верующие надеялись, что это последний рубеж. Но этот праздник, несмотря на молитвы Церкви, не принес облегчения. Потому что в духовной жизни гарантий тоже не существует. Требуется подлинное покаяние — то есть на самом деле «изменение ума», иное видение происходящего и обновление жизни.
В течение всей истории участвует пророк Илия в судьбах нашего народа. Очевидно не без Промысла Божия первый храм, построенный на Руси святой равноапостольной Ольгой, был в честь святого пророка Божия Илии. Точно так же как не случайно, что главное искушение для нашего народа в минувшем столетии было поклонение Ваалу, богу земного благополучия, с отвержением Единого истинного Бога. И это искушение продолжается сегодня на большей глубине. Илии надо было сразиться с Ваалом, богом Иезавели и Ханаана, в северной плодородной земле, где этому богу приписывали дар дождя. Во имя своего Бога Илия вступает в состязание с четыреста пятидесятью пророками Ваала, соблазняющими народ. Пусть наконец Израиль сделает свой выбор! Как нуждаемся мы сегодня в мужах силы и разума, которые бы имели власть взывать ко Господу в духе и силе Илии-пророка: «Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе» (3 Цар. 18, 37).
История повторяется. После неверия и непослушания народа Ветхого Завета является неверие и непослушание народа Нового Завета. 70—80 процентов в нашей стране — крещеные. И сегодняшняя наша неверность, личная и коллективная, — то, что скрыто в глубине сердец, — откроется в последний день, и уже открывается, в том числе этими пожарами и дымом. Бог говорит нам через эти события. Но эти события становятся словами лишь через конкретные личности. Можно быть рассеянным по отношению к событиям. Бог посылает нам бедствия, чтобы разбудить нас. У всех есть возможность проснуться к видению того, что происходит. Но нужны люди, которые могли бы разбудить. Тех, кто обращает внимание на глубину событий, — всегда меньшинство. Естественная тенденция — склоняться к легкому решению, просто жить день за днем, не обременяя себя излишними размышлениями. О людях, прошедших испытания XX века, иногда говорят: «Они жили в великую эпоху, пережили великие события». Это правда! Однако слишком многие плыли тогда по течению. Не следует слишком превозносить то время, говоря: «Это были великие моменты истории. Тогда люди были поставлены лицом к лицу со злом, а теперь все миновало». Да, зло, которое раскрылось в XX веке, было, несомненно, последней репетицией перед приходом антихриста. Но мы живем в мире, где добро и зло никогда не перестанут противостоять друг другу. Кто хочет остаться достойным человеческого звания, тем более, звания христианина, тот не может жить, закрывая глаза на то, что вокруг. Если Церковь — Тело Христово — включает в себя и тех, кто еще «не двора сего», это означает, что мы ответственны друг за друга как в добре, так и во зле. С ведущих созерцательную молитвенную жизнь, если они верны своему призванию, — с них с первых спрос, потому что они достигают глубин человеческих. Мы видели в прошлом веке неслыханное до того времени попрание человека. Но сегодня надвигается худшая опасность — идеал Содома, и многие готовы сдать всю культуру, религию, природу, а другие не знают, как и где они будут жить завтра с женами и детьми. Происходит как бы изгнание людей с земли. Как узнаваема в нашей сегодняшней российской действительности библейская история с Навуфеем! Не возразив ни единым словом, царь Ахав позволяет царице Иезавели убить Навуфея за то, что тот не хочет отдать ей свой виноградник, расположенный вблизи дворца. Убить, прибегнув к помощи гнусных лжесвидетелей, чтобы ограбить. Илия выступает грозным обличителем преступников. За смерть Навуфея Ахав и Иезавель будут преданы горшей смерти: «Так говорит Господь: вот Я наведу на тебя беды и вымету за тобой». Выбор между Богом и Ваалом никогда не кончается. И гнев Божий будет возгораться из века в век, пока не будет поставлен предел беззаконию.
Государство обещает оказать погорельцам материальную помощь. Церковь призывает своих пасомых внести посильную лепту. Но дело ведь не в одних погорельцах, даже если все для них будет восстановлено в лучшем виде. Просто они выявили еще раз то, что происходит с миллионами людей в нашей стране. Будем серьезно размышлять о том, что великое множество очень бедных, нищих, бомжей, а также беспризорных детей готовы сегодня сослужить нам за свой счет славную службу. Лишенные всего, всех прав в этом мире, в котором они живут, они задают нам вопрос: «Куда мы идем? Куда вы идете?» Эти вопросы возникают на всех уровнях — на политическом, на экономическом, на философском. Их задают все нормальные, мыслящие люди. И в первую очередь их должны задавать те, кто исповедует веру в Бога, ставшего человеком.
В свою очередь мы можем просить этих погорельцев: «Научите нас чему-нибудь вашей нищетой, жертвами которой вы оказались». Очень часто нищие — лучшие специалисты в человечности. Есть немало свидетельств, что заключенные в концлагерях узнавали по-новому цену и достоинство человека и человеческого существования, когда они оказались совершенно униженными. Время для христиан — не просто материально поддержать бедствующих, но начать по-настоящему учиться состраданию — по дару Христа, Который говорит: «Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд». Что более всего поражает — лица многих этих погорельцев, глаза, в которых погасла всякая надежда. И это тоже символ значительной части нашего народа.
Илия явился ангелом, посланным с небес во времена отступничества от веры отцов. Но апостол Иаков в своем Послании уверяет, что он был человеком, подобным нам (Иак. 5, 17). Пророк предупреждает, что Израиль будет наказан за свои грехи засухой. Он говорит об этом царю, во власти которого было запретить идолопоклонство и разврат в стране, и таким образом отвратить наказание. Пока не наступит покаяния, этот суд будет исполняться над его страной. Ни росы, ни дождя не будет в течение трех с половиной лет. Он усердно молился, чтобы Бог был милостив к этому народу — это значит о том, чтобы не было дождя. И по его молитвам небо затворилось. Пусть знает царь и весь народ, что Господь есть Бог, которого они оставили, и что Он — Бог Живой, не такой, как мертвые немые идолы, которым они поклонялись. И что Илия — Божий слуга и посланник. Им кажется, что у них мир и благоденствие, а Бог гневается на них. Засуха покажет бессилие и безумие тех, кто оставил Живого Бога. Илия дает знать Ахаву, как слушает его Бог за то, что он во всем слушается Бога. Это произойдет, говорит он, по слову его.
Эта ревность праведника не принесла плода, «ибо сыны Израилевы оставили Завет Божий, разрушили Его жертвенники и пророков Его убили мечом». Так велика ненависть слуг диавола к Илии, так невыносимо для души пророка повсеместное торжество зла — до полной невозможности жить среди него, — так непоколебима его верность Господу и верность о славе Его, что Господь соделает его пророком победы над смертью, когда он живым взойдет на небо на колеснице огненной.
Потому не надо никому напоминать, что эти страшные пожары в России — не просто стихийное бедствие. Все беды связаны с грехом. Даже землетрясения, наводнения, засухи — из-за наших грехов. И есть таинственный закон правды, по которому наказание за грехи бывает до третьего и четвертого рода, а милость Божия праведнику простирается в тысячу родов. Однако закон этот всегда сокровенный и таинственный, и мы должны остерегаться делать прямолинейные выводы. Разве напрасно сетует Екклезиаст о том, что столь часто праведники претерпевают бедствия, а нечестивые благоденствуют! Сколько простых бедных людей оказались на пепелище, а дворцы, появившиеся в последние годы за счет еще большего их обнищания, остались нетронутыми. Здесь — камень преткновения для очень многих людей, не только для вчерашних профессиональных атеистов, отрицающих существование Бога из-за страшных страданий и несправедливостей в мире, хотя в самом их возмущении можно видеть порой добрую слепоту, неосознанное стремление к Богу. Наше желание совершенства, высшей справедливости есть уже некий свет Божий внутри нас. Но Бог никогда не просветит истинным светом, если не будет покаяния.
Грех не существует вне жизни, связанной с Богом. На самом деле реальность греха раскрывается нашему сознанию, по мере того как мы пробуждаемся к видению бесконечной любви Божией к нам. И наоборот, если эта любовь не узнана нами, мы не можем признать себя грешниками. Покаяние и прощение — главная тайна и мысль Христовой Церкви. Самый великий грех — думать, что любовь Божия окажется слабее, чем человеческая свобода, и что добро не будет последним словом. Много грехов у нас, но есть самое великое зло, которого мы должны предельно остерегаться. Оно называется «отчаяние». Иначе говоря, там, где есть обращение к Богу, ничто никогда не безнадежно. Если бы не было в мире этого плода правды Христовой, жизнь была бы просто невозможна.
Слово Божие говорит нам, что этот мир погибнет в огне. Но его конец будет означать пришествие Царствия Божия. Всем людям без исключения предлагается Царство Божие, но никто не может войти в него, не делая решительного, всегда дорогой ценой обретаемого выбора. Чтобы убедиться в том, что Царство Божие это вопрос жизни и смерти, человечеству надо будет пройти через многие ужасы. Прежде чем приобщиться вместе с пророком Илией тому, что явлено на горе Преображения и тому, что исходит от Креста Христова. «Не знаете, какого вы духа», — скажет Господь Иакову и Иоанну, которые на селение Самарию будут призывать огонь с неба, чтобы он попалил их, как и Илия сделал это (Лк. 9, 54). В тот час апостолы не видели лика «другого Илии», который будет предтечей Второго Пришествия Христова. Они не знали тайны явления ему Бога на горе Хорив. «И сказал Господь: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра». Этот «глас хлада тонка», свете тихий святыя славы, уготованный для всех людей, жизнь вечная, Пасха Господня.
2 августа 2010 года, память пророка Божия Илии
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий