Святитель Николай
В радостный праздник святителя Николая, открывающий приближение Рождества Христова, Церковь как бы напоминает нам о том, чтобы мы всегда радовались. «Всегда радуйтесь!» Всегда! Именно так пишет апостол Павел. И как бы боясь оказаться непонятым, он добавляет: «И паки глаголю: радуйтесь!» Я не сомневаюсь, что, слыша эти слова, некоторые думают, что апостол Павел был немного наивным или что он был в слишком восторженном состоянии в тот день, когда писал их. Потому что невозможно всегда радоваться.
Это невозможно, потому что жизнь не всегда радует, потому что то, что происходит в жизни, заставляет нас порой плакать, потому что всем нам приходится часто терпеть поражения, быть ранеными, сокрушенными, глубоко обманутыми, растерянными. И потому не радоваться. А печалиться.
Я лично знаю многих людей, которые живут в печали, а не в радости. Я знаю детей, которые часто печальны, у которых большие грустные глаза. И у них есть причины быть печальными. Их никто не понимает. Их нередко бьют. Им недостает одежды, игрушек, пищи. Более всего им недостает внимания и любви. Я не говорю только о миллионах беспризорных детей в нашем Отечестве. И я знаю молодых людей, которые часто печальны. Они печальны, потому что все плохо в их семье или потому что все лживо в их школе, или потому что они живут в стране, где как будто идет война, хотя, кажется, мирное время. Я знаю родителей, которые печальны. Их мучает отношение к ним их детей и образ жизни, который их дети ведут. Они с трудом сводят концы с концами, и очень часто им это не удается. У них нет работы, или у них есть работа, за которую месяцами и годами не платят.
Я знаю также престарелых людей, которые печальны. Они печальны, потому что голод заставляет их рыться в помойках. Они печальны, потому что они кровь свою проливали за Отечество на полях великих сражений и трудились всю жизнь не щадя себя, а теперь на их глазах кромсают остатки их Родины, и глумятся над ними. Они печальны, потому что они болеют и умирают в одиночестве. И даже родные их дети не посещают их. Слишком мало у них оснований для радости.
Так почему же Церковь зовет всех всегда радоваться? Может быть, она мечтатель какой прекраснодушный, который жестоко ошибается? И приглашает нас к невозможному? Чтобы ответить на этот вопрос, надо внимательно вслушаться в то, что говорит Апостол. Он не говорит просто «Всегда радуйтесь». Он говорит: «Всегда радуйтесь о Господе». Это значит — радуйтесь, ради Господа Иисуса Христа. Всегда радуйтесь, потому что Господь Иисус Христос всегда вас любит и всегда рядом с вами.
Если мы поймем эти слова, нам станет ясно, что они не наивны, но исполнены глубокого смысла. Постоянная радость, к которой призывает нас Церковь, прежде всего — сокровенная радость, проистекающая из нашей веры в Бога и упования на Него. Речь идет о такой глубинной радости, которая дает знание, что мы Богом любимы и что наша жизнь — в руках Его. От этой любви Его исходит, касаясь наших сердечных глубин, луч радости, который не оставляет нас никогда, что бы с нами не происходило.
Всегда радуйтесь, потому что Христос всегда спешит к вам, потому что Он держит вас за руку и потому что Он идет вместе с вами в течение всей вашей жизни, какой бы она ни была. Он — Спаситель наш, Он — наша радость, и в ночь Рождества Христова мы снова услышим это благовестие небес: «Се возвещаю вам радость, которая будет всем людям».
Ищем ли мы этой радости, которую один Бог может дать? Сможем ли мы принять это благовестие сердцем, исполненным веры, и сможем ли жить так, чтобы открыться всем нашим существом радости и миру, всякий ум превосходящему?
На праздник святителя Николая приходят даже те, кто бывает в храме, кажется, только на Рождество и на Пасху, и когда раздают крещенскую воду. Эти люди всегда напоминают мне те толпы, которые шли на Иордан к Предтече. Они еще не знают Христа. Для них святитель Николай — как Предтеча. Одни надеются получить от него, прежде всего, избавление от бед, которых у всех — с избытком. Другие спрашивают, что им надо делать, чтобы обрести спасение, чтобы встретить Христа, чтобы узнать в своей жизни радость и мир, исходящие от Бога.
Вы помните, как святой Иоанн Предтеча отвечает таким людям, что от них не требуется ничего чрезвычайного, они должны просто жить, делясь с другими тем, что имеют, исполняя осмыслению свой человеческий долг по отношению к другим. «У кого две одежды, пусть даст неимущему», «не требуйте более вам положенного», «не творите никому ни насилия, ни обиды». Вот с чего надо начать. С самого простого, с того, что легко исполнить.
Этими словами отвечает на все наши прошения святитель Николай. Если мы будем следовать им, наше сознание начнет меняться, и однажды Господь даст нам узнать — что получил от Него святитель Николай, благодаря чему он стал звездой первой величины среди бесчисленного сонма святых. Его слава — рядом с первоверховным Апостолом и «большим из рожденных женами». Поистине, это рождественский и пасхальный святой. Он являет тайну богоподобия: Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом. И эта радость предлагается всем.
Радость — ключевое слово Евангелия. Высшие тайны жизни — заповеди блаженства, радости неописуемой. Господь не говорит, что ее можно получить легко, сразу, только пожелай. Он говорит, что многими скорбями надлежит нам войти в нее. Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь, яко мзда ваша многа на небесех». Воздаяние — в будущем веке, когда наступит конец всякой печали. Но надо узнать эту радость уже здесь, чтобы вдохновиться на истинную жизнь. Ради этого — праздник и ради этого — пост, ради этого — все наши молитвы святителю Николаю, ради этого — труд, к которому зовет Предтеча, чтобы мы увидели путь.
Православных, крещеных людей — больше половины в нашем Отечестве, и если бы все они, если бы даже только те, кто регулярно ходит в Церковь, исповедуется и причащается, услышали, что предлагает нам сегодня Николай Чудотворец, многие печали наших детей, нашей молодежи, наших родителей, наших стариков, о которых мы говорим, пошли бы на убыль. Нет числа чудес, совершенных святителем Николаем, мы все немало слышали и читали о них, и, может быть, сами не раз убеждались в скорой помощи Святого. Но на самом деле есть одно только чудо — узнать, какое богатство есть у святителя Николая и у нас, и всегда радоваться. Потому что, в конечном счете, цель нашей жизни — не в том, чтобы не было у нас печалей, а в том, чтобы найти радость, в которой исчезают все печали.
Христиане должны быть узнаваемы по этой радости. Если они действительно нашли это сокровище. Оно стoит всего остального, в нем — все дело нашей жизни. Сподобиться однажды узнать его, чтобы как в евангельской притче о сокровище на поле, не колеблясь продать все, чтобы купить его. Это — Царство Небесное, это — Сам Христос. Обрести Его — значит радоваться всегда. Но при условии, что я на самом деле все отдаю, чтобы получить его. Я не могу получить этот дар как внезапный невероятный счастливый выигрыш, но — только продав все остальное. Приобретение не сравнимо ни с чем, но оно требует всего. Желать иметь то и другое невозможно.
Праздник святителя Николая зовет нас к мужественным поступкам, к решительному повороту в нашей вере. Если мы будем по-прежнему жить в полсердца, ничего не получится. Кто надеется немного на Бога и немного на свой кошелек, никогда не узнает радости, к которой зовет нас Господь. Нет ничего печальней — найти ее, и не воспользоваться возможностью пойти путем, где всегда только радость. Что толку каждый день перед иконой святителя Николая просить его только о помощи в земном и не видеть, что он стоит перед нами в облачении епископа Православной Церкви — с Евангелием в руке, в котором написано: «Если мы только в этой жизни надеемся на Христа, мы несчастнее всех человеков». В то время как воскресший Христос дарует всем любящим Его огненную пасхальную вечную радость — ту, что прииде Крестом всему миру. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
18 декабря 2010 года
Добавить комментарий