Вселенская родительская суббота (мясопустная)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Накануне Великого поста — времени нашей сугубой молитвы, — перед Неделей о Страшном Суде мы совершаем поминовение всех от века усопших православных христиан. Церковь учит нас молитве. Чтобы никогда она не была у нас отвлеченной. А всегда — перед лицом той реальности, которая есть смерть наших близких и нас самих. Такою молитвою молился наш Господь в Гефсимании накануне Крестных страданий, призывая Своих учеников бодрствовать и молиться с Ним. Преподобный Силуан Афонский говорит, что «молиться за других — это кровь проливать». Молитва — это сражение любви. Каждый из нас в меру своих дарований призван быть на первых рубежах в этом сражении любви против греха и смерти. Чтобы стали живыми все чада Божии — алчущие, жаждущие, больные, заключенные в темницы здесь на земле и в вечности. В этом сражении молитвы мы остаемся немощными — мы никогда не умеем, не знаем, как молиться. Сами мы не можем любить так, как заповедует нам Христос. Но мы знаем, что Бог есть любовь. И любовь Божия, как свидетельствует апостол, излилась в сердца наши Духом Святым, Которого Отец наш Небесный дает не мерою и без конца.
Если у нас нет любви, то, что мы совершаем, — еще не молитва. Молитва — это любовь, все отдающая. Только даром этой любви мы сможем узнать Христа в каждом из Его братьев, в каждой из Его сестер здесь на земле и в вечности. Завтра за литургией мы услышим эти слова: «Господи, когда мы видели Тебя?» Мы думаем о Христе, как если бы Он был далеко или что встреча с Ним произойдет гораздо позднее, в то время как Он здесь и сейчас. Самые благочестивые из нас ищут Его в сокровенности сердца, в молитве, но порою так, как если бы мы должны были непременно избежать общения с другими, чтобы найти Его.
Но речь идет о Христе. Не об образе Его, который мы сами создаем. Речь идет о воплотившемся Возлюбленном Сыне Божием, реально воплотившемся, то есть облекшимся в наше человечество — в твое и в мое. Это человечество воспринял и не перестает воспринимать Сын Божий. И никто не может познать, что Иисус есть Христос без Его братьев и сестер. Он присутствует с нами во всякой человеческой личности. Апостол Иоанн Богослов, возлюбленный ученик Христов, которому дано было созерцать тайну Воплощения Сына Божия, не перестает повторять это в своем Послании: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4, 20) По отношению к умершим эти слова можно было бы перефразировать так: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить брата, которого не видит?» И здесь мы слышим ответ, что мы можем сделать, чтобы помочь нашим усопшим. Да, мы можем помочь им только Самим Христом, и потому без конца говорим, что впереди всего должно идти их поминовение за Божественной литургией. Но надо, чтобы мы по-настоящему поняли, что означает это поминовение и как оно связано с тем, что говорит о Страшном Суде Христос. Святой Иоанн Златоуст свидетельствует, что признаком истинного причащения Христу является наша способность видеть после этого в каждом человеке «другого Христа».
В Евангелии о Страшном Суде Господь отождествляет Себя со всяким человеческим существом, но особенным образом с теми, кто страдает. Мы не любим страдание, отворачиваемся от него. Мы не в силах смотреть смерти в лицо. Хотя без страданий и без смерти не живет никто. А Господь отождествляет себя с каждым человеческим существом, именно потому, что мы все находимся в этом состоянии. В состоянии нашего человечества. Господь требует от нас стать перед тем, что неотступно окружает нас: этот человек голоден, он испытывает жажду, он наг, он бездомен, он болен, он в тюрьме. Как если бы речь шла о высшем последнем суде в каждое мгновение нашей жизни. Всякий человек, которого мы встречаем, близкий нам или незнакомый — вот что мы должны увидеть — таков. Всякий человек нуждается в том, чтобы он был узнан Богом и нами, и был любим. В этом и заключается вся подлинная духовность, все опрокидывающая правда Христова: «Кто видел своего брата, тот видел Бога».
Самое потрясающее здесь — это то, что речь не идет об исключительных случаях. Например, о таких страданиях, которые переживает сегодня наш народ. Исключительными случаями Господь призывает нас к исключительному ответу на то, о чем Он говорит. Но речь не идет только об исключительных действиях, речь идет о наших каждодневных отношениях с каждым человеком. Мы могли бы сказать как те, кто оказались ошуюю Господа: «Господи, я не делал никакого особенного зла. Почему я не могу войти в Царство Небесное?» Но Господь говорит о чем-то более глубоком. Он говорит о том, что мы безвозвратно упустили. Он не обвиняет тех, кто находится ошуюю, что они кого-то убили или кого-то оклеветали. Он упрекает их за то, что они ничего не сделали, когда видели своего брата голодным, жаждущим, нагим, заключенным в темницу, бездомным, больным. Вот, что должно нас потрясать. Наша жизнь банальна, пуста, прежде смерти мертва, потому что она вся — бесконечный ряд упущенных возможностей. Наше сердце слепо — мы не видим ни Бога, ни человека — ни здесь на земле, ни в вечности. Как научиться нам исполнить завет преподобного Серафима Саровского о стяжании Духа Святого, чтобы прозреть?
Через неделю мы вступим в Великий пост. Что нам делать, какое принести покаяние, чтобы стать живыми? И снова скажем: наше покаяние не заключается в чрезвычайных действиях. Речь идет об изменении сердца, о Пасхе, о переходе от смерти к жизни. Апостол Иоанн Богослов говорит: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти» (1 Ин. 3, 14). Мы должны задуматься сегодня о двух вещах. О том, что многие из наших умерших оказались ошуюю Бога прежде Страшного Суда. И что нашим участием в их судьбе определяется и наша судьба. Сила нашей молитвы зависит от того, как мы реально воспринимаем тайну Воплощения Христова. Верою мы призываемся начать видеть каждого человека, как Бог видит его. Надо, чтобы свет Отчей любви коснулся наших сердец, и мы увидели рядом с другими здесь на земле и в вечности присутствие Христово. Чтобы мы стали верующими людьми — теми, кто побеждает смерть верой, которая «действует любовью» (Гал. 5, 6). Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
25 февраля 2011 года
Добавить комментарий