О спасении всех людей
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Что значит шествие волхвов с Востока за таинственной звездой к Богомладенцу и Его Матери с дарами — золотом, ладаном и смирной? Прежде всего, Рождество говорит нам, что Христос пришел в мир не ради только нескольких близких Богу людей. Он воплотился не ради одного только избранного Богом народа, — но для всех народов всей земли, для всех, кто живет на ней. Самая малая из стран не может быть забыта. Никто, поистине никто не может быть исключен из любви Господней. Он рождается для всех. Все люди — большие и малые, богатые и нищие, всех мест и всех времен — призваны ко спасению.
И нам открывается далее, что Христос, неузнанный, неувиденный и даже отвергнутый Своими, был взыскан, обретен, принят чужими — волхвами, которые поклонились Ему. В день рождения Господу не нашлось места среди Своего народа! Никого не было у яслей в ночь Рождества, кроме пастухов. А Ирод, начальствующий в этом народе, замыслил погубить Того, Кто пришел спасти его.
Вот что нам надлежит увидеть сегодня. Оказывается, всегда можно жить рядом со Христом, не задумываясь об этом. И точно также можно знать Его имя, не зная по-настоящему Его Самого. Можно называться христианином и не быть им на деле. Можно признавать теоретически присутствие Христа в мире и не делать из этого никаких практических выводов — ни для своей личной жизни, ни для жизни общества.
Волны Божественной любви проходят над миром в эти святые дни. Все человечество разделяется Господом страшным выбором: на тех, кто принимает Его и тех, кто отвергает Его. Верующих и неверующих. Как мы празднуем Рождество Христово? Пытаемся ли сделать еще один шаг навстречу Господу? Узнаем ли Бога в сердце нашей жизни каждый день? Это не очевидно. Это нелегко. «Свои Его не прияша». У яслей Вифлеемских уже присутствует очертание Креста, сделанного из того же печального древа — отказа людей веровать в Божественную любовь, и потому отказа от Жизни, от Света.
Мы должны быть всегда ведомыми звездой. Всегда идти искать Христа, всегда стараться лучше узнать Его, потому что в нас всегда остается что-нибудь от языческого. Сколько идолов существует в мире, к которым мы привязаны в той или иной степени! Они гипнотизируют нас, а мы даже порой не отдаем себе в этом отчета. От сребролюбия, которое, по слову Апостола, есть второе идолопоклонство, и рядом с ним магия и разврат, — до самоистуканства, которое не дает нам видеть судьбу других людей. Искать звезду, которая ведет туда, где Христос и Его Пречистая Матерь, оставить свою страну, отправиться в новую землю, отважиться на духовный подвиг, отдавая себя и все лучшее, что у них есть, — вот что делают волхвы. И мы, столь часто живущие как язычники в стране, которую еще называют христианской, православной, — имеем ли мы мужество, все потеряв, снова отправиться на поиск Христа? Решаемся ли следовать за звездой волхвов, которая по-прежнему сияет для всех алчущих и жаждущих правды?
Мы не знаем, куда Божественный Младенец хочет повести нас на этой земле. И мы не должны спрашивать об этом прежде времени. Все, что мы знаем, — любящим Бога все содействует во благо, и пути, которыми идет Господь, ведут за пределы земли. Восприняв наше тело, Творец рода человеческого предлагает нам Свое Божество. Бог стал человеком, чтобы люди могли стать сынами Божиими. О чудесный обмен! Ради этого Спаситель пришел в мир. Один из нас разорвал связь нашего сыновства с Богом. Один из нас должен был ее восстановить. Он стал одним из нас, и больше, чем это, — Тем, Кто с нами.
Как в Пасху Господню, Церковь, открывая нам превечное рождение Слова, открывает также, что у нас тоже два рождения. Мы рождаемся в человечество — смертное, ограниченное нашими родителями, «от крови и от хотения плоти». Мы сознаем хрупкость нашего человеческого существования. И есть чудесное, по слову Евангелия, рождение тех, кто «от Бога родились», и кому Он «дал власть быть чадами Божиими». Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
6 января 2012 года
Добавить комментарий