Материнство Пречистой Девы
Слово на Собор Пресвятой Богородицы
«Любити убо нам, яко безбедное страхом удобее молчание, любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть, но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь». Предстоя с Пречистой Девой Марией перед Младенцем, возлежащим во яслях, мы не можем не размышлять о том, что значит для Нее это материнство.
Мы страшимся этого размышления, внимая трезвенности обращенного к нам благовестия. Но страшимся также не воздать должного величию Ее Божественного материнства. Существует опасность невольно уподобиться тем, кто рассматривает Ее как безличное орудие Воплощения, умаляя, таким образом, реальность самого Воплощения и превращая его, может быть, бессознательно, лишь в явление Бога, где подлинно человеческие условия Его присутствия теряют значение. Мы забываем о подвиге веры многих веков и о подвиге веры, которую явила Божия Матерь. И о том, что Рождество Христово обращено к нам, прежде всего, призывом к этому подвигу. Но Церковь свято хранит полноту тайны этого смиренного рождения, созерцая человеческое материнство Приснодевы, человеческое детство Христа в человеческой семье, в человеческой среде.
Этот совершенно человеческий характер Ее материнства и детства Христа — существенный момент Воплощения. Во Христе Иисусе Бог истинно и всецело Человек. Догмат Божественного Материнства Пречистой Девы являет с очевидностью человечество Христа. Назвать Ее Божией Матерью значит засвидетельствовать: Бог воплотился столь совершенно и столь реально в нашей человеческой плоти, что у Него — подлинно человеческая Мать и что Он — Человеческий Сын в человеческой семье.
Потому Церковь имеет дерзновение, и это ее долг — богословствовать о том, чем было для Девы Марии это материнство. Для этого необязательно утверждать совершенное познание Ею с самого начала тайны Рождества — это ничего не добавляет к Ее совершенству. Она сознает, и Она знает непосредственно тайну Воплощения. Бог явился во Христе Иисусе, Христос — поистине Ее Сын, Которого Она родила и о Котором Она должна заботиться как подлинная Мать. Она сознает и непосредственно знает тайну Сына Божия, ставшего человеком. И это сознание и это знание будет расти по мере того, как Христос будет совершать Свое служение. Дважды в Евангелии нам дано быть свидетелями Ее глубокого восприятия непрестанно открывающейся Ей тайны: «Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем».
Невозможно представить Ее переживания и радость в научении Божественного Сына. С каким страхом и трепетом предстояла Она перед этим единственным Существом, Матерью Которого Она была. Как горела Она желанием поклоняться и молиться Ему! Это непосредственное общение Бога и Его земной Матери принесло плод самой великой веры и несравненной любви. Держать на Своих руках Сына Божия, жить с Ним, питать Его, наслаждаться общением с Ним в течение долгих лет — все это не могло не запечатлеться глубочайшим образом на Ее жизни.
Постараемся понять, что в течение всего младенчества и детства Христа, Она жила верой обетованиям, которые Бог дал Ей в Благовещении и Рождестве Его. Верою, а не видением постоянным чуда Младенца, в Котором явился Бог. И в течение всей Своей жизни Она останется простой Верующей, Той, Которая живет по преимуществу верой. Поистине, Пречистая Дева, как всякое человеческое существо, спасена верою, а не видением. Аминь.
протоиерей Александр Шаргунов
8 января 2012 года
Добавить комментарий