О трех тайнах Благовещения
Слово на праздник в Неделю Крестопоклонную
В чуде Благовещения явлены три тайны. Прежде всего, как внимательна Божия Матерь к тайне неразрывной связи истории рода человеческого с Духом Святым! В час Благовещения Пречистая Дева отдает Свою жизнь во власть Духа Святого ради служения, которое вверяет Ей Бог. Глядя на последующие за Благовещением события, мы должны ясно увидеть, что они были направляемы Духом Святым. И что ведомая Им Божия Матерь прообразовала Своей христианской жизнью весь путь Церкви. Она совершила это, будучи Материю всех нас. В этом — Ее служение. Богу, Который призывает Ее к рождению Божественного Сына Духом Святым, Она говорит: «Да будет Мне по глаголу Твоему». Этими словами Она предает Себя до конца Богу. Как могла Она заранее знать, что означает быть Материю Бога? Она научится этому у Бога, без конца принимая от Него не только указания относительно Своего служения, но и само служение. Такое восприятие Своего служения — вторая тайна жизни Божией Матери. А третья — неотделима от второй. Это причастность Ее к тайне Пресвятой Троицы, открываемой нам Крестом Христовым. Благовещение — свидетельство, что Божия Матерь будет исполнять Троичное служение, Она примет дар стоять у Креста Христова. Раба Господня входит в сокровенный Совет Божественных Ипостасей. Она входит в него как Матерь Сына Божия, навеки связанная с Его судьбой, с Его служением. Потому вся Ее жизнь проистекает из послушания веры. Здесь — все богатство тайн, которые заключены в этой жизни как драгоценный камень в золотой оправе. Богатство «жизни с избытком» и в то же время всегда точно обозначенное. Богатство не только благодатных переживаний, которые даются всем приближающимся к Ней с верою, но смысла жизни, раскрывающегося в истории рода человеческого.
Когда мы преклоняем в молитвенном покаянии колена перед пасхальной тайной, перед Крестом Христовым, перед Божественной Евхаристией, исповедуя, что Слово стало плотию, мы узнаем, что не Суд — последнее слово Божие, но Его милосердие. Не Его бесконечная удаленность от нас, но Его неописуемая к нам близость. Не Его как огнь поядающая святость, но Его невыразимая любовь, которою Он отдает Себя тому, что не есть Бог. Но Слово стало плотию, оттого что Дева, принадлежащая к роду нашему, преклонила колена перед благовестием Ангела и в свободе Своего сердца всецело без остатка предала Себя Богу. Бог восхотел эту свободную любовь Своего создания, через которую Превечное Слово вошло в мир, чтобы ввести навеки этот мир в Свою жизнь. Вот почему Пречистая Дева, Существо нашего рода, — обещание вечного милосердия, небесная дверь, переход, пасха, которой мы поистине спасены, искуплены и приняты в Божественную жизнь. Бог дал Пречистой Деве Ее свободным согласием на Божественное материнство власть открыть мир вечному милосердию Божию. Это «да будет», присутствующее в глубинах Его слова при самом творении мира, в тайне Христова Креста, — поистине Его действие. Это слово принадлежит Ему, и не может быть отделено от Нее. Она есть и поистине будет вовеки Той, Которая ради нас, ради нашего спасения, от нашего имени произнесла слово, через которое воплотился Бог. Божественное материнство Пречистой Девы — чистый дар благодати Божией и принятие его Девой. Оно не есть простое материнство, но принятие благодати и предание всего Своего Существа, души и тела, на служение Богу и Его искупительному милосердию к людям.
протоиерей Александр Шаргунов
7 апреля 2013 года
Добавить комментарий