От смерти к жизни
Интервью корреспонденту газеты «Чехов сегодня» Н. А. Мотиной
Предлагаемое вниманию читателей интервью Протоиерея Владимира Переслегина корреспонденту газеты «Чехов сегодня» Н. А. Мотиной может служить примером современной апологетической и миссионерской беседы, посвященной основам Христианства. В отличие от профессора А.И. Осипова и дьякона А. Кураева с их новомодным «антиюридизмом», в отличие от протоиерея А. Шмемана с его «двусмысленностью христианства», протоиерей Владимир Переслегин оперирует недвусмысленными и ясными понятиями. Будучи укорененными в Священном Предании, они, с другой стороны, оказываются понятными нашему современнику, желающему услышать слово Церкви.
Наталия Анатольевна Мотина окончила Орехово-Зуевский Педагогический институт. Словесник. Преподавала в сельской школе в Дмитровском районе, а затем — в средней школе города Чехов-2. Последние три года работает в районной газете.
— Отец Владимир, начинается вторая седмица Великого Поста. Каждый знает, что это время не только отказа от скоромной пищи, но также и серьезной внутренней работы, воздержания и покаяния. И все-таки для многих Пост остается каким-то неразгаданным таинством. Каким смысловым содержанием, на Ваш взгляд, должно быть наполнено это понятие?
— Великий Пост — это время подготовки верующих к Страстям Христовым и Пасхе.
Чтобы сознательно и глубоко воспринять умом и сердцем великое таинство победы Христа над смертью и адом, необходимо собраться, сосредоточиться, придти в себя. Как перед смертью вспомнить всю прошлую жизнь и ощутить себя перед вратами вечности.
В начале Поста Великий покаянный Канон, читаемый в храмах, помогает верующим увидеть себя самих, свое время и обстоятельства — свою судьбу — в свете Правды Божией. «На недвижимом камне Заповедей Твоих утверди подвигшееся сердце мое»,- просит Бога Церковь в эти дни от лица каждого грешника. Для того, чтобы поставить себя на этот правеж перед Богом, требуется решимость и мужество. Чтобы христиане выстояли на этом пути бескомпромиссного пересмотра своей жизни, им дается особая благодать Великого Поста, укрепляющая душу. И привлекающая ко Христу.
— Батюшка, выразитесь, пожалуйста, яснее. Что такое «победа над смертью» и как это связано с Пасхой?
На Пасху каждому живому человеку дается узнать, что его личная смерть обезврежена Спасителем. Он берет на Себя лично весь ужас, весь адский мрак нашей жизни. Дает отыграться на Себе всем силам зла. Приводит Себя убийцам. Терпит дерзость предателя. Терпит поношения, заушения, оплевания, «пакости» — невыразимые издевательства. Терпит молча, «не угрожая, не вопия». Терпит подлинный и совершенный Бог, принявший на Себя подлинную человеческую природу.
Для чего?
«Мене ради осужденного».
Чтобы избавить меня и таких же, как я, от страха смерти. Он ее впускает в Себя и уничтожает. Смерть попалась. Дьявол клюнул на приманку Его человечества и пропорот крюком Его Божества, «принял землю, а встретил Небо». У смерти вырвано жало, адское брюхо распорото.
Раскрытые настежь во всех храмах Царские Врата, громогласное «Христос Воскресе!» говорят любой живой душе слова Самого Господа: «не бойся! Я — за тебя! Ты победишь, потому что Я уже победил все это. Был мертв — и се, жив!»
Понятно? Пасха Христова вооружает человека неодолимой победой и бесстрашием.
Но для этого, повторяю, нужно взыскать эту победу всем сердцем.
Нужно иметь неприятие зла как нормы. Нужно иметь неприятие смерти: отвержение распада, бессмыслицы, мрака. Душа должна искать бессмертия, вечной правды, той правды, которая в огне не горит и в воде не тонет.
Именно такую душу ищет Бог. Ищет, чтобы дать ей Свою Победу.
— Получается, что самым большим препятствием на пути людей ко Христу является равнодушие к смерти?
— Да. Равнодушие и цинизм. Равнодушие и привычка и к жизни, и к смерти. Легкое отношение к потерям. Незамечание чужих страданий. Стремление «пожить для себя» жизнью «без проблем», стремление отключиться от страшного реализма. Стремление обезопасить себя карьерой, успехом, богатством. Это признаки нашего жестокого, ледяного времени. Страшной редкостью является подлинная любовь к жизни. Не к благам и возможностям, которые она несет, а к ней самой.
Отсюда и равнодушие к Жизнодавцу. К Тому, кто, расплачиваясь Своей жизнью, спасает твою.
— Что такое спасение? Мы часто слышим это слово из уст священнослужителей. От чего спасает человека Христос и Его Церковь?
— От смерти. Не от биологической, связанной с разлукой тела и души. А от вечной смерти личности: и души, и тела.
Смерть души наступает через совершение смертных грехов. Вечной она становится, если грешник не принес в них покаяния и не помилован. Вечная смерть тела наступит после Страшного Суда. Мы веруем во всеобщее воскресение мертвых — когда души опять соединятся с телами.
Христос спас, то есть избавил нас всех — все человечество — от смерти, взяв ее на Себя, как расплату за грехи всех. И обезвредив ее. Убив ее.
Смертью также называются силы зла, направленные на убийство человека: ад и дьявол. Бесы. Их сила подорвана Крестом и Воскресением Христовым.
Для каждого человека есть эта победа над смертью, это спасение. Каждый может стать обладателем этой победы в своей личности. Сила Пасхи распространяется на всех.
— Отец Владимир, Вы сказали, что Боголюбие, любовь ко Христу — редкость в наши дни из-за равнодушия большинства людей к бытийным основам жизни. Я правильно Вас поняла? Но как же статистика, говорящая нам о том, что 65% россиян ( а то и все 80) называют себя православными христианами?
— Называть и быть — не одно и то же.
Слава Богу, если наш народ еще не окончательно забыл, что Русь была призвана к святости, крестившись. Боюсь, что эта историческая память уже в прошлом.
Стереотипы, по которым живут сейчас: «хорошо быть здоровым, богатым и счастливым» — далеки от стремления к Богу. Человек с подобной психологией ничуть не приближается ко Христу, когда переступает порог храма. Ведь Господь хочет дать человеку не «успех», за который тот ставит свечку, а вечное спасение от смерти.
Оно дорого Ему стоило.
И Он ждет не потребительского пользования Его благодатью, а верности и угождения Ему Самому.
Вот что такое православный человек.
В наши дни все больше людей, которых можно с полным основанием назвать «православными» нехристями. Это люди, абсолютно равнодушные ко Христу и Его заповедям, но считающие себя «православными» на том основании, что им нравятся соленые грибы, баня и водка. Нравится им также купаться в проруби на Крещение, нравится малиновый звон колоколов. Такие люди по сути ничем не отличаются от современных магометан и современных иудеев. Те ведь, к слову сказать, тоже и «ортодоксальные» и «правоверные». Кроме христианства.
Так что же такое православный христианин?
На это отвечает Сам Господь. «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдете».
Добавить комментарий