Вход Господень в Иерусалим
Сегодня Господь открывает нам двери Царства. Иерусалим — прообраз его. Иерусалим — «икона мира», икона Царства правды и мира, общения со Святой Троицей, в которое Господь желает ввести нас сейчас. Этот мир достигается ценой сражения с диаволом и победы над разделением, ненавистью, ложью, грехом, царствующими в мире. Плата за него — смерть Господа. Сын Давидов приходит победить этот город, это сокровенное место, где Он установит мир, сходящий свыше. И это сокровенное место — сердце человеческое, наше сердце. В течение наступающей Седмицы мы будем свидетелями сражения нашего возлюбленного Царя, грядущего на вольную Страсть, чтобы уничтожить в нас грех и смерть. Его Воскресение будет победой Его Креста над нашим грехом, победой любви над смертью.
Но все начинается сегодня. Господь входит в нашу жизнь Своим уничижением. Смирение Господа, Его кротость — узкая дверь Его Царства. Вот почему мы должны быть «малыми сими» — теми, кому Отец открывает тайну Своего Сына. И Его чадами, которые хотят научиться у Христа, потому что Он кроток и смирен сердцем. Только так мы можем обрести надежду, что и в наши сердца войдет Христос. Как мы будем встречать Господа в течение этой Седмицы? Он так часто входит в нашу жизнь, но узнаем ли мы Его? Прежде чем следовать за Господом в течение этих Страстных дней, мы должны сегодня идти перед Ним, подобно детям, принося себя Ему, воспевая Его. Наше молчание — молчание взрослых — происходит часто от нашей внутренней немоты, от страха перед будущим, от небрежения к святыне, от безразличия к своей собственной судьбе. Как нам открыть себя перед «Грядущим во имя Господне» с чистотой детского сердца, ибо Отец Небесный грядет к нам в Своем Возлюбленном Сыне в Духе Святом?
За Божественной литургией со всеми ангелами и со всеми святыми мы поем: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Это услышал однажды Исаия (Ис. 6, 3). И вот в великом таинстве Нового Завета мы добавляем: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних!» Мы приносим ангелов хваление и детей воспевание, Господу, входящему в Иерусалим, именно тогда, когда в Евхаристии мы входим с Ним в Его Крестные Страсти и Воскресение. И мы «творим воспоминание» об этом — не как память о том, что когда-то было, но приобщаясь тому, что происходило тогда и происходит сейчас, нашим участием в Святых Христовых Тайнах.
Понимаем ли мы, что поем? «Осанна!» — это не просто победное восклицание, это вопль умоляющих о спасении от гибели: «Господи, спаси же!» Христос приходит во имя Господне, чтобы спасти нас. Пусть этот вопль восходит к Нему из правдивых сердец, когда священник в начале Евхаристии возглашает: «Гор? имеем сердца».
Дух Святой, просвещающий нас, поможет нам избавиться от немоты. Пусть молитва наших сердец будет прежде всего молитвой хвалы. Вы слышите, как дети приветствуют Господа стихами псалма, и не потому только, что они слышали это в своих семьях: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне!» А мы поем: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра», потому что Дух Святой научает нас молиться словами хвалы, вдохновленными Им. Книга псалмов — это «книга хвалений». Она — неисчерпаемое сокровище молитвы детей Божиих. Через нее Дух Святой, Утешитель, наставляет нас, как воспевать в наших сердцах, как хвалить имя Господне, как поклоняться Отцу вместе с Превечным Словом, Которого Он нам дал. Его радость переполняет нас, и вместе со всей Церковью земной и небесной мы повторяем нашими человеческими устами: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» «Благословен Грядый во имя Господне!» «Спаси же нас! Осанна!»
Протоиерей Александр Шаргунов
28 апреля 2013 года
Добавить комментарий