Седмица 2-я Великого Поста
Суббота 2-я Великого поста
Мк, 6 зач., 1, 35—44
А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился. Симон и бывшие с ним пошли за Ним и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя. Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел. И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов. Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.
«А утром, встав весьма рано, Иисус вышел и удалился в пустынное место, и там молился». Он молился наедине, давая нам образ сокровенной молитвы. Будучи Богом, Он принимал молитвы других, будучи человеком, Он Сам молился. Он находил время быть наедине со Своим Отцом.
Христианин должен хорошо знать, что он не может жить без Бога и потому не может жить без молитвы. Если мы хотим дать что-то подлинное другим, мы должны снова и снова обращаться к Источнику всех дарований. Молитва — зов души к Богу. Не молиться — значит отвергать участие Бога в нашей жизни. Кто хочет встретиться по-настоящему с человеком, должен прежде встретиться с Богом.
Он молился, «встав весьма рано». И Церковь учит так молиться: «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Первое наше дыхание, час, когда дух наш наиболее бодр и свеж, мы должны посвящать Богу. Ученики думали, что они встали рано, но увидели, что их Учитель встал прежде их, и пошли за Ним в Его пустынное место. Они говорят Ему, как Он нужен всем: «Все ищут Тебя». Они гордятся, что проповедь их Учителя имеет такой успех, и хотят, чтобы Он снова пошел к народу, — особенно потому, что это происходит в их родном городе. У них было искушение — под предлогом успеха проповеди задержаться в Капернауме, забыв о неотложной потребности нести благовестие дальше. Но Господь молился, чтобы они были избавлены от соблазна внешней славы и обрели решимость пойти на необходимый разрыв с тем, что кажется надежным и легким. «Нет, — говорит Христос, — пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедывать, ибо Я для того пришел».
«И Он проповедывал в синагогах их по всей Галилее». И в подтверждение истинности Своего учения изгонял бесов. Проповедь и исцеления всегда идут у Него вместе. Он не отделяет землю и небо. Некоторые хотят уйти в небо, чтобы забыть о нуждах земли. А другие — так погружаются в земное, что забывают о небе и сводят все доброе к земным достижениям. Но молитва Господня: «Да будет воля Твоя на земле, как и на небе» — чтобы небо и земля были едины.
Далее следует повествование об исцелении прокаженного. Это событие произошло, по всей видимости, когда Господь шел из Капернаума в близлежащие селения. Ибо прокаженные, согласно Книге Левит, должны были находиться отдельно от людей, «вне стана» (Левит 13, 45—46). Ни на какую другую болезнь не смотрели с б?льшим ужасом, чем на проказу. Прокаженному было запрещено иметь общение с людьми. Прокаженный — это тот, кто уже мертв, хотя кажется еще живым. Он должен был переносить не только физические страдания, но страдания от сознания своей полной исключенности из человеческого общества и совершенной утраты надежды на спасение.
Прокаженный не имел права говорить с кем-либо, и вот, мы видим, что он дерзает обратиться ко Христу, весть о Котором каким-то образом уже дошла и до него. Он падает пред Ним на колени — можно сказать, в коленопреклоненной молитве — и говорит: «Если хочешь, можешь меня очистить». Господь произносит одно решительное слово: «Хочу, очистись». Он простер руку и коснулся его. Он коснулся человека, который был нечист. Для Господа он не был нечистым. Перед Ним была бессмертная человеческая душа, погибающая в отчаянной нужде. Очистив прокаженного, Господь посылает его показаться священнику. Пусть он принесет жертву, предписанную Законом. Ибо в священнодействиях Господних, совершаемых установленным Богом священством, действует Сам Бог.
Святые отцы говорят, что в нашем покаянии мы должны уподобляться этому прокаженному. Начало нашего спасения — увидеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Не отдельные недостатки и даже, может быть, тяжкие падения, но всего себя увидеть в проказе, — как свидетельствуют о даре покаяния великопостные церковные молитвы: «весь, весь осквернен». Потому в течение всего Поста мы произносим эти слова как печать всех наших главных молитв: «Господи, дай мне зрети моя прегрешения». И мы должны приходить ко Христу, как этот прокаженный, с великим смирением, с верой во всемогущую силу Божию, с преданием себя в Его святую волю. Господь хочет исцеления всех, кто от всего сердца обращается к Нему. Он являет, как действует Его сила во все времена в бесчисленном множестве людей, у которых есть вера. Одно прикосновение Его благодати может так очистить наши души, что вся проказа греха тотчас сходит с них, и не остается никакого следа. Это может произойти иногда и во время нашей личной молитвы, но даже в этом случае мы должны обязательно пойти в Церковь и покаяться священнику в Таинстве исповеди. И вместе с даром Божией милости принять Его заповеди. Господь знает, какие ждут нас впереди новые испытания, и потому, даруя исцеление, строго смотрит на нас. Снова и снова мы слышим в Евангелии это исполненное любви предупреждение Господне: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14).
Неделя 2-я Великого поста
Святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского
Мк, 7 зач., 2, 1—12
Через несколько дней опять пришел Иисус в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.
Это Евангелие возвещает нам то, что происходит с нами сегодня. Господь — в доме Петра в Капернауме, и от Его присутствия этот дом становится домом Господним. И мы тоже сейчас находимся в доме Господнем. Господь — в центре собравшихся, и Он говорит слово. Множество народа внутри, и мы — среди них, и множество вовне — все, как у нас, на большие праздники. И внезапно мы видим четырех человек, несущих расслабленного ко Господу. Эти четыре человека и этот больной — тоже мы.
Повествование о главном событии — очень коротко. Нам ничего не сказано об этих четверых. Кроме того, что, оказавшись перед невозможностью стать перед Христом, они поднимаются по наружной лестнице на крышу дома, разбирают кровлю и спускают постель, на которой лежал расслабленный, к ногам Господа. И тотчас же — в этом заключается суть события — «Иисус, видя веру их», оставляет грехи этому человеку.
Происходит нечто совершенно новое. Мы — в самом начале Евангелия от Марка. В первой главе мы узнаем о многих исцелениях. Господь начинает Свое служение спасения многими чудесами, они — знамение того, что любовь Божественная входит в жизнь человеческую. «Врач душ и телес наших» исцеляет больных, одержимых, прокаженных и возвещает всем слово истины. Но никому еще до сих пор не возвещал Он о прощении грехов. И вот сегодня, с удивлением глядя на этих четверых, Он впервые «оставляет грехи». Почему? Потому что Он поражен верой этих людей.
Именно на это мы должны обратить внимание, в особенности, Великим постом. Наш грех — рана, более глубокая, чем все наши временные болезни и наше старение. Он — наша смерть, от него исходит всякое разделение и ненависть, он заключает нас во ад нашего одиночества. Хуже любой проказы он обезображивает нас, запечатленных чудесным образом Отца в Сыне.
Потому Тот, Кто носит в Себе славу Отца, стал Сыном Человеческим, знающим изнутри все несчастье человека. Так именуя Себя, Он совершает чудеса уже не как пророки, которые исцеляли больных во имя силы Божией, но действуя Тем, что Он есть. Ибо Он — Бог, Тот, Кто один только может прощать грехи, и Тот, Кто, став человеком, — стал «Агнцем, вземлющим грех мира» (Ин. 1, 29). Но мы должны уразуметь, что именно вера четверых и расслабленного открывает в сердце Господа прощение — то есть избыточествующий дар Духа Святого, который и есть оставление — упразднение грехов. Вера пробивает кровли всех наших домов, освобождая нас от плена греха и отделенности от Господа. Она дает нам сойти туда, куда сошел Сын Божий, ставший Сыном Человеческим, — в глубины нашего сердца. Вера поставляет нас пред Господом и соединяет нас с Его Божественной Личностью, образом Которой каждый из нас является. Она открывает нас сиянию Его всемогущей любви. Дух Святой исцеляет нас, вводит нас в общение с Собою, возрождает по подобию Возлюбленного Сына Божия.
В этот день в Капернауме Христос впервые являет Себя как Бог. Поистине, только Бог может прощать грехи, потому что только Бог может даровать нам общение, разрушенное грехом. Только Бог — «река жизни» (Откр 22, 1), могучая как любовь, которую наш грех останавливает и иссушает. Дар Духа Святого — «источник, текущий в жизнь вечную» (Ин. 4, 14) . Предавая Свою жизнь за нас, Христос разрушает грех и смерть и посылает нам от Отца Животворящего Духа.
Мы можем предощущать вечную жизнь всякий раз, когда самое малое движение веры животворит наше сердце. Оно дается нам всегда Духом Святым, но если мы принимаем его, происходит, если можно так выразиться, наше схождение ко Христу, Который обновляет нас в глубинах нашего естества, чтобы иметь общение с нами. Как говорит апостол Павел, верою мы оправданы и спасены.
Все начинается с этого дара. Но мы должны идти дальше. Если мы уже можем жить верою, то это потому, что более чем четыре человека принесли нас к ногам любящего нас Господа. Может быть, это были наши родители, которые со дня нашего крещения приводили нас к Нему. И многие другие — те, кто молился за нас. И всегда, и прежде всех — Всесвятая Пречистая Матерь Божия несет нас верно к Сыну Своему и Господу, чтобы поставить нас пред Ним. Наконец, великое множество святых, которых мы узнаем в свете Царства, куда, дерзаем верить, мы войдем их любовью и заступничеством. И будем вечно благодарить их, удивляясь силе веры Церкви. Дух Святой непрестанно дает ее нам, но — через тех, кто несет нас ко Господу Иисусу Христу.
В этом общении святых мы должны, наконец, узнать, что мы тоже призваны действовать как эти четверо из сегодняшнего Евангелия. Кто в этом народе, окружающем нас, не расслабленный? Кто способен сам нести себя к единому Спасителю? Мы должны понести их к Нему. Если нам дано веровать и жить верою, без конца быть прощаемыми и оживотворяемыми Господом, в свою очередь, мы должны нести в наших сердцах этих людей, среди которых нет ни одного безымянного, предавая их Христову милосердию. Мы ответственны за других. Вера рождает веру.
Добавить комментарий