Спасение нашего Отечества совершается издалека
Праздник в честь обретения Казанской иконы Божией Матери — напоминание о том, что собирание сил ради спасения Церкви и Отечества нашего совершается Промыслом Божиим издалека. Мы знаем, что эта икона явлена ради будущих испытаний русских людей — особенно тех, которые будут в смутную эпоху начала XVII века, когда «суд об Отечестве нашем предстательством Пречистой будет изменен на милость».
«Радуйся, в скорбных обстоятельствах на помощь нас предваряющая» — вот что начертано на месте пожарища, где девятилетней девочкой Матроной была обретена эта чудотворная икона и передана в руки благоговейнейшему иерею — будущему патриарху-исповеднику Ермогену. Что происходит сегодня на нашем пепелище? Как совершается собирание сил в России в предвидении будущих битв за освобождение ее «от ига, ужаснейшего паче всякого иного»? Где дети наши, где священники, готовые не пощадить живота своего ради «Дома Пресвятой Богородицы»?
Мы постоянно предупреждаем о двух опасностях. Первая — когда говорят, что все происходящее сегодня с нашим Отечеством, — это политика, это то, что Церкви не касается. Сама Божия Матерь Своим участием в судьбах Православной Церкви и Отечества нашего через чудотворные образы, и особенно через Казанский, дает на это ответ. Наши святые, и особенно такие, как священномученик Ермоген, вместе с ангелами благоговейно предстоя Ее образу, научают нас тайне судов Божиих в человеческой истории. И наша проповедь — непрестанно о том, что когда дом охвачен огнем, и все спят, долг Церкви — будить и предупреждать о смертельной опасности. Тем более, когда речь идет о вечном огне.
Вторая опасность заключается в очень малой воцерковленности или даже полном отсутствии ее среди тех, кто искренне любит Россию и исполнен решимости ничего не пожалеть ради нее. У одних — только жалобный стон с бессильной констатацией все более ужасающих фактов и непонимание глубинного смысла происходящего. У других, видящих невозможность возвращения к недавнему безбожному прошлому, — слишком внешнее обращение к православию, которое для них не более чем традиционная идеология и вековая слава России. В лучшем случае, они, подобно ненавистным им «новым русским» (как называли их в 90-е годы прошлого века) могут зайти в храм, чтобы поставить свечку, не обременяя себя ни соблюдением постов, ни утренними и вечерними молитвами, ни посещением богослужений даже в воскресные и праздничные дни, ни исповедью, ни причастием. И потому, конечно, неслучайно, что говоря от имени Родины об ограбленном и нищем народе, они почти не обращают внимания на нравственный и духовный геноцид, который совершается сегодня. На самом деле это означает, что они не видят главную беду русского человека и не видят его самого.
О чем говорит сегодняшнее Евангелие, которое мы слышим за литургией почти во все Богородичные праздники? О любви к Богу. Оно напоминает нам, что недостаточно любить нашего ближнего. Надо любить также Бога. Надо посвящать свои мысли и труды также и Ему. И это надо делать в первую очередь. В этом смысл слов, с которыми Христос обращается к Марфе: «Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется от нее» (Лк. 10, 41—42).
Мы знаем, что христианство являет небывалую любовь к человеку. К каждому без исключения человеку, который на языке Писания называется нашим ближним. Как никогда, должны мы сегодня услышать апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего не любит, тот лжец». Без любви к ближнему не существует веры. Невозможно любить Бога, не любя ближнего. Но мы призваны также любить Бога. И эта любовь должна быть конкретно выражена. Любить Бога, посвящая себя Ему, отдавая Ему свое внимание и время. Марфа думала, что ее сестра Мария не занята делом, что она теряет время, сидя у ног Христа и слушая Его. «Господи, или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Марфа была уверена, что Христос поймет ее. И скажет Марии, чтобы та помогла ей. Но нет, Господь отвечает Марфе, что Мария права, пребывая около Него и впитывая в себя каждое Его слово. Более того, Он говорит, что как раз это и нужно, что это «благая часть», лучшая часть.
Мы не должны противопоставлять Марфу и Марию. Мы должны видеть в них два образа служения Богу, дополняющих друг друга. Пусть будет это напоминанием нам о необходимости любить Бога и любить нашего ближнего. Требуется не только служение ближнему, но слушание Бога. Мы часто склонны противопоставлять одно другому. Многие, и, кажется, не без основания, особенно в наше многоскорбное время, отдают предпочтение деятельной любви по отношению к ближнему. Но сегодняшнее Евангелие говорит, чтобы мы были осторожны в категоричности этих суждений. Господь подчеркивает, что необходимо уделять больше внимания Богу. Мы должны слушать Его, и надо, чтобы Бог был у нас на первом месте.
Марфа не делала ничего плохого. Напротив, она делала нечто очень хорошее и нужное. Она накрывала стол, она готовила трапезу. Но она делала это, не занимаясь своим Гостем. Она так хлопотала, что забыла о Том, Кто пришел к ней. Нечто подобное нередко происходит и с нами. Мы думаем, что самое важное — это что-то делать, а не сидеть на месте. Вне сомнения, это важно. Но есть то, что важнее. Самое важное — находить время для живых конкретных людей. Уметь слушать их, любить их за них самих, пребывая рядом с ними. Если мы будем уделять больше времени этим людям, стараясь узнать богатство тех, с кем мы рядом живем и кого мы встречаем на своем пути каждый день, наша жизнь, несомненно, станет иной. Наше видение всех сегодняшних событий изменится. Все в нашей жизни изменится. Это относится и к видению нами того, что происходит с нашим народом. Невозможно обрести подлинное понимание, видя только материальную сторону жизни человека.
Евангелие сегодняшнего дня напоминает нам, что необходимо не только делать что-то для людей, но быть внимательными к ним. И оно напоминает, что необходимо быть внимательными к Богу. Бог заслуживает того, чтобы мы посвящали себя Ему, чтобы мы слушали Его. Он достоин того, чтобы мы любили Его — ради Него Самого. Пусть никто никогда не скажет: «Как можно с головой погружаться в Божественные слова, когда перед нами такие неотложные земные задачи!» И пусть никто никогда не подумает, что Господь упрекает Марфу за заботу, которой она окружает Его. За самый скромный труд Господь воздаст в день Суда: «Был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25, 35). Насколько большее воздаяние будет тем, кто лично послужил Ему! Если и есть какой-то упрек у Господа Марфе, то это по поводу ее тревоги, ее непонимания части Марии, которая вся превратилась в слух, и слагает каждое Его слово в сердце своем. Слушать Христа — столь же неотложно, если не более неотложно, сегодня и всегда. Это лучшая часть.
Но благая часть не отнимается и у Марфы. Именно этого пока не понимает она. Ибо как Мария не должна оставлять свой блаженный покой, чтобы заняться многими хлопотами, так Марфа не должна оставлять своего служения, чтобы сесть рядом с сестрой. Но как бы она ни была погружена в свои дела, она тоже призвана, как и ее сестра, слушать неустанно Христа — даже в самой гуще своих забот. И мы знаем, что Христос, Которого она принимает, всегда присутствует в самом малом из тех, кто принадлежит Ему. Никто не должен выбирать между Марфой и Марией. Не мы выбираем — нас выбирает Господь. Но кем бы мы ни были, больше Марфой или больше Марией, мы должны всегда предпочитать лучшую часть — находить всю сладость жизни и всю радость в слушании Христа и вечного пребывания с Ним.
Явлением Своего чудотворного образа Божия Матерь дает нам благословение на любое служение Церкви и Отечеству. Но все любящие Россию должны понять — ничего у них не получится без Бога. Без заступничества Божией Матери не было бы у нас земной победы ни в XVII веке, ни потом. Не будет и сегодня. Напрасно собирание сил для будущих сражений — враг расколет наше единство и окончательно сокрушит нас, прежде чем эти сражения состоятся. И самое главное, о чем возвещает сегодняшний праздник, — все временные земные победы только тогда имеют смысл, когда они несут на себе печать вечной победы Христовой.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий