Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Лк, 4 зач., 1, 39—49, 56
Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.
Наш пост завершился, и Церковь приносит похвалу Пресвятой Богородице. Сегодня как никогда открывается нам величие человеческой жизни, когда она всецело направлена к исполнению воли Божией и служению ближнему. С новой силой мы переживаем надежду на наше собственное воскресение. Воскресение Христово обещает нам его в конце времен, но это воскресение уже даровано Божией Матери. Оно — по образу нашей собственной славы, которую мы можем созерцать в Ее славе. По благодати Успения, нам дается каждый год в день этого праздника предвкушение славы нашего собственного воскресения.
Почему в праздник Успения Церковь предлагает нам Евангелие о посещении Божией Матерью святой праведной Елисаветы? Для большинства Успение Божией Матери — уход Ее от нас на небо. Но как Господь, вознесшись на небо, не оставляет нас на земле, но дает нам надежду соединиться с Ним, так и Божия Матерь становится еще ближе к нам в Своем Успении.
Божия Матерь идет впереди Церкви. Она предстательница за всех христиан. Она — образ благодати, предназначенный для всех праведников, спасенных Христом. Потому и читается сегодня это Евангелие. «Се бо отныне ублажат Мя вси роди», — это пророчество исполняется так, что уже две тысячи лет весь род человеческий немолчно, каждый день приносит похвалу Богородице в песни, которая звучит за утреней: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». И нам является нечто необычное в том, что открывает Церковь о человеке, о Божией Матери, о Ее необыкновенной близости к Богу.
Во время земной жизни Она должна была идти по горным дорогам, чтобы достигнуть дорогого для Нее человека. Теперь, после Успения в славе, Она не имеет в этом нужды. Но тотчас же утешает сокровенным посещением души тех, кого избирает. И в праздник Успения, в Богородичную Пасху, как на Пасху Господню, многим дается узнать эту Ее милость. Во Успении мира не оставила Она и приходит к нам — в наши храмы, в наши дома, в наши сердца — там, где присутствует Бог. Она покинула землю, чтобы возвратиться на нее на другой глубине, в Боге. А Бог присутствует везде. Небо — посреди нас, сокрытое, но более близкое, чем все остальное. И Божия Матерь свидетельствует о Боге, явившемся во плоти.
Как часто звучат в Церкви эти слова, которыми начинается чтение Евангелия: «Во дни оны». «Во дни оны, воставши Мариам». Это необычные дни! Это дни, когда должны произойти невероятные события. Бог присутствует во чреве Пречистой Девы — в самой сокровенной Ее глубине. И когда мы слышим: «И вниде в дом Захариин и целова Елисавет», мы понимаем, что через Божию Матерь Бог входит в самые близкие наши отношения друг с другом — в дом, где мы живем, к нашим друзьям, к родственникам. «И исполнися Духа Свята Елисавет». Это уже первая Пятидесятница. Ныне в безвестном маленьком селении приветствие Божией Матери дарует благодать Святого Духа. И так бывает всегда. Когда кто-то говорит: «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою», там присутствует Дух Божий. И в Духе Святом вместе с праведной Елисаветой такой человек восклицает: «И откуда мне сие, да прииде Мати Господа моего ко мне!» Дух Святой просвещает праведную Елисавету относительно Того Плода, Который Пречистая Дева имеет во чреве. И она произносит одно из самых чудесных славословий, которые когда-либо были обращены к Божией Матери, принося Ей хвалу за Ее Божественное Материнство и за Ее веру слову Господню. И Божия Матерь, со Своей стороны, изливает переполняющие Ее чувства, вдохновленная словами Священного Писания, над которыми Она часто молитвенно размышляла. Ее песнь выражает одновременно Ее благодарение Богу, веру в Его обетования, Ее собственное возвышение и смиренное принятие чрезвычайного служения, предназначенного Ей.
«Алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи», — восклицает Пречистая Дева. Это самое главное, что нужно человеку. И как много людей, которые остаются «тщи», ни с чем — пытаются обогатиться, но не в Бога богатеют! И жизнь их завершается полною пустотой. Божия Матерь учит нас, что ходатайствовать за другого человека можно только тогда, когда есть в сердце нашем алкание и жажда правды Божией. Если этого нет, то молитва не имеет смысла. «И милость Его в роды родов боящимся Его» — исповедует Она. Нам открывается, что тайна Божия Воплощения и Его милосердия не могла совершиться до того момента, пока в человечестве не нашлась Та, Которая имеет подлинное благочестие и совершенный страх Божий. Эту милость Она знает на Себе и знает, что она будет дарована многим и многим поколениям. И потому Ее исповедание в этом гимне хвалы завершается словами: «Се бо, отныне ублажат Мя вси роди».
Мы удивляемся непостижимой высоте смирения Пречистой Девы Марии. Она говорит: «Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя». Она была вознесена крепкою рукою Божией до Престола славы сильных, которые были низринуты. Церковь Божия исповедует, что Пречистая Дева Мария находится одесную Своего Божественного Сына: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспрещена» (Пс. 44, 10). Кто как не сатана и прислужники его — те сильные, которые низложены со престолов своих? И кто Та смиренная, Которая вознесена до Престола Божия на место сильных, как не Пресвятая Дева Мария, ходатайствующая за нас?
Даром Духа Святого мы тоже воспеваем песнь Богородицы. Мы тоже участвуем в этом событии, и наша душа величит Господа, и возрадовася дух наш о Бозе Спасе нашем. Он призре на нас, как на Божию Матерь и сотвори нам величие. Славить Бога за то величие, которое Он даровал Ей, как приглашает нас это делать каждый день Церковь, значит славить Его одновременно за те благодеяния, которые Он совершает для нас. Мы тоже включены в великий замысел Божественной любви, явленной во Христе, от которой Божия Матерь восприняла больше всех.
Своим Божественным Материнством, сугубо явленным у Креста Христова и в Ее Успении, Божия Матерь участвует в нашем рождении для жизни с Богом. Сегодняшнее Евангелие ясно показывает эту истину: только после того, как Елисавета услышала приветствие Марии, возрадовался младенец во чреве Ее, и она «исполнилась Духа Святого». Дух Святой приходит к праведной Елисавете и к Иоанну Предтече посредством Богомладенца, носимого Божией Материю в Своем чреве. И точно так же Дух Святой приходит к нам — Ее предстательством и Ее любовью.
От шагов Божией Матери, идущей к нам, исходит радость. Слово «радость» звучит во всех Ее неусыпающих молитвах и во всех молитвах Церкви, когда речь идет о присутствии Божием. Божия Матерь — вся в бесконечной радости, Она поистине наша духовная Мать, образ народа веры. Причина Ее радости — вера, что с нами Бог, явившийся во плоти. Она — первая, Кто приняла Бога в теле. Это радость каждой Божественной Евхаристии. Это радость Успения.
Литургия
Лк, 54 зач., 10, 38—42; 11, 27—28
Тогда пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.
Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Праздник Успения Божией Матери — праздник смерти первой из рода человеческого, Которая приобщилась в полноте к победе над смертью Ее Божественного Сына. Очень важно нам увидеть в нем то, что относится лично к каждому из нас — от чего зависит наша судьба здесь, на земле, а тем более в вечности. И тайну смерти увидеть в свете Успения Божией Матери, в свете Богородичной Пасхи.
Эту тайну раскрывает нам сегодняшнее Евангелие о Марфе и Марии. Это Евангелие — о любви к Богу. Оно напоминает нам, что недостаточно любить нашего ближнего. Надо любить также Бога. Надо посвящать свои мысли и труды также и Ему. И это надо делать в первую очередь. В этом смысл слов, с которыми Христос обращается к Марфе: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».
Мы знаем, что христианство являет небывалую любовь к человеку. К каждому, без исключения, человеку, который на языке Писания называется нашим ближним. Как никогда, должны мы сегодня услышать апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит, что любит Бога, а брата своего не любит, тот лжец». Без любви к ближнему не существует веры. Невозможно любить Бога, не любя ближнего. Но мы призваны также любить Бога. И эта любовь должна быть конкретно выражена. Любить Бога, посвящая себя Ему, отдавая Ему свое внимание и время. Марфа думала, что ее сестра Мария не занята делом, что она теряет время, сидя у ног Христа и слушая Его. «Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне». Марфа была уверена, что Христос поймет ее. И скажет Марии, чтобы та помогла ей. Но нет, Господь отвечает Марфе, что Мария права, пребывая около Него и впитывая в себя каждое Его слово. Более того, Он говорит, что как раз это и нужно, что это «благая часть», лучшая часть.
Мы не должны противопоставлять Марфу и Марию. Мы должны видеть в них два образа служения Богу, дополняющих друг друга. Пусть будет это напоминанием нам о необходимости любить Бога и любить нашего ближнего. Требуется не только служение ближнему, но слушание Бога. Мы часто склонны противопоставлять одно другому. Многие, и, кажется, не без основания, особенно в наше многоскорбное время, отдают предпочтение деятельной любви по отношению к ближнему. Но сегодняшнее Евангелие говорит, чтобы мы были осторожны в категоричности таких суждений. Господь подчеркивает, что необходимо уделять больше внимания Богу. Мы должны слушать Его, и надо, чтобы Бог был у нас на первом месте. Марфа не делала ничего плохого. Напротив, она делала нечто очень хорошее и нужное. Она накрывала стол, она готовила трапезу. Но она делала это, не занимаясь своим Гостем. Он так хлопотала, что забыла о том, Кто пришел к ней. Нечто подобное нередко происходит и с нами. Мы думаем, что самое важное — это что-то делать, а не сидеть на месте. Вне сомнения, это важно. Но есть то, что важнее. Самое важное — находить время для живых конкретных людей. Уметь слушать их, любить их за их самих, пребывая рядом с ними. Если мы будем уделять больше времени этим людям, стараясь узнать внутреннее богатство тех, с кем мы рядом живем и кого мы встречаем на своем пути каждый день, наша жизнь, несомненно, станет иной. Наше видение всех сегодняшних событий изменится. Все в нашей жизни изменится. Невозможно обрести подлинное понимание, видя только материальную сторону жизни человека.
Евангелие сегодняшнего дня напоминает нам, что необходимо не только делать что-то для людей, но быть внимательными к ним. И оно напоминает, что необходимо быть внимательными к Богу. Бог заслуживает того, чтобы мы посвящали себя Ему, чтобы мы слушали Его. Он достоин того, чтобы мы любили Его — ради Него Самого. Пусть никто никогда не скажет: «Как можно с головой погружаться в чтение Писаний, когда перед нами такие неотложные земные задачи!» И пусть никто никогда не подумает, что Господь упрекает Марфу за заботу, которой она окружает Его. За самый скромный труд Господь воздаст в день Суда: «Был странником, и вы приняли Меня» (Мф. 25, 35). Насколько большее воздаяние будет тем, кто лично послужил Ему! Если и есть какой-то упрек у Господа Марфе, то это по поводу ее тревоги, ее непонимания части Марии, которая вся превратилась в слух и слагает каждое Его слово в сердце своем. Слушать Христа — столь же неотложно, если не более неотложно, сегодня и всегда. Это лучшая часть.
Но благая часть не отнимается и у Марфы. Именно этого пока не понимает она. Ибо как Мария не должна оставлять свой блаженный покой, чтобы заняться многими хлопотами, так Марфа не должна оставлять своего служения, чтобы сесть рядом с сестрой. Но как бы она ни была погружена в свои дела, она тоже призвана, как и ее сестра, слушать неустанно Христа — даже в самой гуще своих забот. И мы знаем, что Христос, Которого она принимает, всегда присутствует в самом малом из тех, кто принадлежит Ему. Никто не должен выбирать между Марфой и Марией. Не мы выбираем — нас выбирает Господь. Но кем бы мы ни были, больше Марфой или больше Марией, мы должны всегда предпочитать лучшую часть — находить всю сладость жизни и всю радость в слушании Христа и вечного пребывания с Ним.
Любовь к Богу и ближнему абсолютно тождественна царству новой жизни. И Божия Матерь, как никто другой в роде человеческом, знала эту любовь. У Креста Христова, когда оружие скорби проходило Ее пречистую душу, Она явила такую любовь к Своему Божественному Сыну и ко всему роду человеческому, к тем людям, которые были повинны в Его смерти. Праздник Успения открывается нам только тогда, когда мы готовы принять скорбь ради любви ко Христу и ради любви к нашим братьям и сестрам — знающим тайну победы над смертью, или по-прежнему пребывающим еще во тьме неведения.
И наша причастность празднику неразрывно связана с противостоянием всем нашим грехам, каждый из которых — грех нелюбви, себялюбия. В этом смысл нашего поста, всей нашей жизни. Умирание для себя должно преобразоваться в воскресение для новой жизни. Потому не случайно почти весь Успенский пост охватывает праздник Преображения. Чем дальше мы идем по этому пути, чем глубже становится наше вхождение в эту тайну — тем больше открывается нам смысл праздника Успения Божией Матери. Если мы приближаемся к плащанице Божией Матери с твердым намерением идти этим путем, Господь совершит все остальное. Только по мере нашего умирания во Христе — и со Христом мы оживаем с Ним.
Если бы Христос не отвергся Себя до смерти Крестной, мы не были бы способны избрать этот путь. Если бы Божия Матерь Своею любовью ко Господу и ко всем людям не вошла в тайну победы Христовой над смертью, у нас не было бы такой Заступницы, и мы не могли бы без Ее всесильной помощи следовать за Господом. И если бы не дал нам Господь однажды вкусить вечной жизни в Своем Воскресении и в Богородичной Пасхе, мы не имели бы сил идти Его путем.
Добавить комментарий