В этом смысл всех наших праздников
Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице
Весь народ радовался о славных делах Господа, и мы должны радоваться, видя освобождение согбенной женщины от уз сатаны. Каждый из нас может вспомнить, как он оказывался в подобном положении, и его спасала любовь Бога, ставшего человеком. Христос приходит к нам, чтобы мы увидели, что любить Бога и любить наших ближних — это неразделимо. Здесь единственный критерий подлинности всех наших поступков. Христос приходит к нам, чтобы освободить нас. Он без конца приходит в наш мир — в этом смысл всех наших праздников и того праздника, который мы будем совершать в Рождество Христово и к которому мы готовимся теперь. Господь без конца приходит в наш мир как Спаситель, чтобы развязать нас, опутанных грехом, чтобы умягчить наши сердца, сделать их из каменных плотяными. Для этого мы должны исполниться доверия Богу и вдохновиться дыханием Отчей любви.
Но на нашем пути к Богу есть преграда, которую Спаситель хочет убрать. Эта преграда — нечистая совесть. Никто не может избежать этой преграды. И она становится порой хронической болезнью. Что значит иметь нечистую совесть? Иметь нечистую совесть значит чувствовать себя виноватым, быть недовольным собой, потому что мы не в ладу с нашей совестью, потому что мы не достигаем того нашего подлинного «я», в котором заключен образ Божий. У нас нет согласия с самими собой, мы чувствуем себя несчастными. Мы сознаем себя связанными, мы находимся в неестественном положении, даже если это не перешло у нас в комплекс неполноценности.
Заметим попутно, что эта нечистая совесть может прекрасно сосуществовать с другим состоянием совести, когда мы очень довольны собой, лучше сказать, исполнены самодовольства. Эти два состояния нечистой совести — две стороны одной и той же преграды. В обоих случаях мы видим себя в зеркале нашего «я», подобно мифологическому Нарциссу. Если мы начинаем любоваться собой, мы превозносимся. Если мы не можем ничем себя оправдать, мы погружаемся в беспросветное уныние: мы осуждаем себя, казним себя и не видим никакого выхода. Нечистая совесть — состояние самого глубокого несчастья, причину которого мы не всегда способны осознать. Если бы мы были как эта согбенная женщина, это было бы легко: мы ничего не видим, кроме приближающихся к нам чьих-то ног, и не различаем идущего к нам Господа.
Надо чтобы Спаситель пришел к нам и восставил нас. И Господь приходит, чтобы возложить на нас руки, то есть излить на нас Духа Святого, от Отца исходящего, Который наполнит наши сердца и сделает нас свободными (Ин. 8, 32). Господь обращается к нам, постараемся услышать Его. Он не требует от нас, чтобы мы принесли Ему наши добрые дела, но прежде всего мы должны поставить перед собой другое зеркало и изнести себе другой суд. Нам необходимо увидеть Господа. Он Единый Судия — совсем не такой, как мы воображаем. Судить для Него значит восстановить правду. И только Он один может это сделать. Он праведный Судия, потому что Он — Спаситель. А нечистая совесть — это неправедное состояние души. Мы созданы по Его образу, но как это образ в нас искажен! Господь приходит восставить нас, Господь приходит освободить нас. Он говорил уже с нами через пророков: «Милости хочу, а не жертвы». Потому мы должны предать себя всецело Его милосердию, и наши сердца наполнятся Им. Мы начнем видеть ясно, мы обретем способность идти решительной поступью путем заповедей Божиих, то есть путем любви, в которой заключено все, что есть в жизни. Наша совесть нечиста, потому что мы забываем, что быть христианином значит жить и действовать в согласии с Духом Божиим, с дыханием любви и истины.
Вот для чего дается нам этот Рождественский пост. Каждый из нас должен приготовить в своем сердце путь Господу. Когда наша совесть становится нечистой, будем изо всех сил противостоять вражьему искушению. Оставим страх, скрывающий от нас лик Христа, — в Нем одном будем искать наше оправдание. Мы — пленники, ждущие освобождения. Мы — грешники, не теряющие надежды на прощение. Отбросим всякое уныние. Святые отцы говорят, что когда мы сосредоточены на себе, мы пытаемся сами творить свою жизнь, как если бы мы были Творцом. Когда наше сердце стеснено и наша совесть нечиста, устремимся к высшему суду, который совершает Христос — единственный Спаситель, единственный Кто любит людей. Не существует иного праведного суда — суда спасения, кроме Его любви.
Протоиерей Александр Шаргунов
Добавить комментарий