Пассия. Евангелие от Марка
Путь Креста
После ночных допросов, оскорблений и заплеваний истерзанного бичеванием Господа ведут на распятие. Пилат «отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие» (Мф. 27, 26). Как может народ соглашаться с таким обменом — Того, Кто абсолютно невинен, на виновного в воровстве и убийстве? Господь приговорен к наказанию для преступников. Он слишком слаб, чтобы нести на Своих плечах Крест до Голгофы. И вот, некоего человека из народа, Симона Киринейского, возвращающегося домой с поля, заставляют этот Крест нести. Куда делись Его ученики? Разве Господь не заповедал им нести крест? Разве не говорил Он им: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником»? (Лк. 14, 27) Что же они так горячо утверждали, что пойдут с Ним до смерти? Теперь не нашлось ни одного, кто бы помог Ему. Кроме этого незнакомца, которого принудили силой. Рядом с Господом нет ни одного дружеского лица. Никто не хочет скомпрометировать себя знакомством с Ним. Даже те, кто получил от Него небывалые милости и исцеления. Исполнилось буквально то, о чем за семь веков до этого пророчествовал Исаия: «Никого не было со Мною; Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего» (Ис. 63, 3, 5).
Симон Киринейский берет внешнюю часть Креста и возлагает себе на плечи. Другую часть, самую тяжелую — безответной любви, грехов каждого человека, — Христос несет один. Господь получил некоторое физическое облегчение, но путь по-прежнему мучителен, восхождение все круче, силы все более на исходе. Неудивительно, что Он падает снова и снова. Он с трудом встает и через несколько шагов снова падает. Когда Он поднимается, Он показывает, как любит нас, когда падает — выражает великую нужду в нашей любви к Нему. Мы идем рядом с Ним, и мы должны продолжать идти, несмотря на насмешливые и недоверчивые взгляды, сопровождающие нас: «Еще не поздно повернуть назад, еще не все потеряно». Тысячи голосов, предвещающих несчастье, повторяют это. Но мы должны знать, что для нас наступил решающий момент, чтобы взять Крест на плечи: наше спасение совершается — теперь! — и Господь нуждается во многих Симонах Киринейских.
Но как немощен человек! Мы помним, как до этого в Гефсимании Господь трижды просил избранных Своих учеников: «Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф. 26, 38). Может быть, в этой страшной оставленности Он искал немного человеческого участия и тепла. Но те, кого на Тайной Вечери Он назвал Своими друзьями, оставили Друга. Это была ночь, когда они по преимуществу должны были бодрствовать и молиться, — а они спят. У них еще недостаточно любви к Нему. Ужас и печаль овладели ими, и они оставили Господа одного. Господь не нашел в них поддержки. Он избрал их ради этого, а они не смогли устоять.
Мы знаем, что надо всегда молиться, но бывают моменты, когда молитва должна особенно возрастать, потому что оставить ее — все равно что оставить Христа, предать себя на поругание врагам. «Что вы спите? — говорит и нам сегодня Господь, — встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Лк. 22, 46). Скажем Господу: «Если Ты заметишь, что мы останавливаемся с боязнью и унынием при виде Креста, не оставляй нас. Скажи нам, как Петру, как Иакову, как Иоанну, что Ты нуждаешься в нашем участии». Чтобы идти за Христом и не начать предавать Его тем, кто ищет убить Его, мы должны преодолеть свой сон, свои страсти, пренебречь своим благополучием. Но это невозможно, пока мы не приобщимся спасительной силе Христова Креста. Будем помнить, что враг не спит, и только благодатью Креста можем мы устоять и победить искушения. Ныне паки Христос распинается, и более чем когда-либо Он ищет нашего участия. Но без Него, без нашей молитвы к Нему — как идти за Ним?
Симону Киринейскому дано было узнать Христа благодаря Христову Кресту. Но мы знаем, что в этом восхождении к Голгофе Господу сопутствовали два разбойника. По существу они несли тот же Крест, что и Симон Киринейский. Посторонний зритель мог видеть трех людей, несущих свои кресты по дороге к смерти. Но Один из них был Спаситель мира. И только один Крест был спасительным. Точно так же сегодня можно нести свой крест по-разному. Есть крест, против которого человек восстает, отвергает его, крест без всякого смысла, бесполезный, удаляющий от Бога. Это крест тех, кто ищет только самоутверждения или земного успеха, кто не выносит ни бед, ни поражений, кто не принимает высший смысл страдания и смерти. Это крест, который не спасает. Всей своей тяжестью он лежит на плечах одного из разбойников. И есть второй, отличающийся от этого крест. Его несут без всякой надежды, но с терпением, потому что не существует другого решения. Это крест второго преступника. Понемногу он начинает понимать, что рядом с ним — Христос. И это меняет все в последние мгновения его жизни. Этот человек становится разбойником благоразумным.
Кажется, к этому нечего добавить. Очевидно, что несение Христова Креста Симоном Киринейским связано с тайной креста разбойника благоразумного. Господь воздаст и ему Своей милостью, даруя веру не только ему, но и его сыновьям Александру и Руфу. Неслучайно о них упоминает Евангелие от Марка. Они будут христианами, известными Церкви с самого ее начала. Вне сомнения, Симон Киринейский станет позднее верным учеником Христа, приводящим многих к Нему.
Все начинается со встречи с Крестом. «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня» (Ис. 65, 1). Иногда Крест является, даже когда его не ищут, как это было с Симоном Киринейским и разбойником благоразумным. Такова любовь Господня. Но после этой встречи каждый из нас должен быть способен от всего сердца сказать Господу: «Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Разумеется, в отличие от Петра, когда тот еще не приобщился Кресту Христову, — с надеждой не на свои силы, а на силу Креста.
Так открывается третий образ несения нашего креста. Господь несет Свой спасительный Крест с любовью ко всем людям и учит нас, что мы так же должны нести свой. Приобщение этой Его любви означает наше крестное соработничество с Ним в спасении душ человеческих. Мир изнывает от уныния при виде находящих на него бедствий. И только Крест Христов придает глубочайший смысл страданиям. Наш Господь, поистине могущий спасти нас тысячами путей, совершает это путем страдания, потому что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Протоиерей Александр Шаргунов
16 марта 2014 года
Добавить комментарий