Чаем воскресения мертвых, а не воскресения живых
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Посередине Великого поста открывается нам пасхальная тайна. Наше поклонение Кресту Христову глубоко символично. Мы поклоняемся не только Распятому на нем, но и Кресту, Древу Крестному — знамению абсолютной любви Бога к нам. Знамению победы верности над ложью, любви над насилием, доверия над обманом и отчаянием. Вместе со всей Церковью апостолов, мучеников и пророков, преподобных праведных и всех святых мы Духом Святым прозреваем на этом Древе не побежденную покорность, а славу Христову — Воскресение. Слава Божия — на Кресте, потому что эта слава есть завершение Божия Завета с человечеством, торжество Христова дела любви. Мы осознаем всю реальность страданий и смерти нашего Господа. Но Он восходит на Крест как Царь. Он является на Кресте как Владыка вселенной, царствующий над этим миром, маленьким, внезапно обнажившимся перед ним во всем своем безобразии и распаде. Христос восходит на Крест как Победитель, как Тот, Кому принадлежит слава, честь и поклонение вовеки. «Ныне суд миру сему. Ныне князь мира сего изгнан будет вон». «Когда Я буду вознесен, Я всех привлеку к себе», — говорит перед Крестными Страданиями Христос. Все победил Христос. И смысл нашей жизни заключается в одном: войти в радость победы, которую Он совершил ради нас, в пасхальную радость. Но вхождение в нее совершается Крестом, Его и нашим. По мере того как наш крест соединяется с Его Крестом, наше поклонение Кресту Христову становится раскрытием всего, что есть в нашей жизни. Мы чаем воскресения мертвых, а не воскресения живых. И ни для кого не может быть воскресения бессмертных. Если мы хотим войти в Его Воскресение, мы должны идти с Ним через все наши поражения, не страшась никаких побед мира сего, лежащего во зле. Потому что Крестом своим Он всю жизнь нашу делает пасхальной, где смерть и воскресение друг от друга неотделимы. Сегодня зло торжествует в мире как никогда. Это значит, приближается время «человека беззакония». Это значит также, что приближается время Второго Пришествия Христа во славе, которое будет предваряемо знамением Креста Господня. Так исполняется замысел Божий о роде человеческом. Так написано, и так подобало пострадать Христу и войти в славу свою, и вслед за Ним — всей Церкви.
И мы можем безбоязненно смотреть в лицо зла и смерти, оттого что Крест Христов — непобедимая Божия победа. Оружие, которым Он сокрушил грех и диавола, — знамя нашего Царя, единственная наша надежда, неиссякаемый источник вечной радости. Смерть побеждена им, и скоро откроется в вечном пасхальном ликовании для всякого христианина, узнавшего тайну Креста. Если для нас жизнь — Христос, то и смерть — приобретение. Что значит человеческая жизнь, если мы не живем Божественной жизнью, для которой мы призваны? Для чего ты носишь имя, будто ты жив, если ты мертв, отделен от Бога, который есть жизнь? Иссохшая ветвь ни для чего не годная, как только быть брошенной в огонь. Жизнь — это жертва, самоотдающая любовь. И те, кто приносит жизнь свою в жертву со Христом и во Христе, побеждают. Да будет дано и нам победителями греха, и смерти, и диавола явиться и, принося поклонение Кресту Христову, неосужденно поклониться Его святому Воскресению.
Протоиерей Александр Шаргунов
23 марта 2014 года
Добавить комментарий