Среди покаяния Великого Поста
Обратим внимание на два счастливых обстоятельства нашего праздника. Праздник Благовещения, во-первых, дается нам среди покаяния Великого Поста. И, во-вторых, Благовещение — значит скоро Пасха. А иногда оно совпадает с Пасхой. Среди пасхального ликования, когда предстанут пред Господом, как на последнем Страшном Суде, не только те, кто в храмах, но весь род человеческий, скоро услышим мы сотканные из света слова Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». А затем небо и земля соединятся в хвале Божией Матери: «Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дева, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе».
Слово, Которое было вначале и Которое Само есть это начало, стало плотию. Оно обитало среди нас, и уже не оставит нас никогда. Сын Божий Своим Воплощением стал одним из нас, и Он останется таковым во веки веков. Отныне в нашем естестве, в условиях нашего человеческого существования, которые Он восприемлет, мы можем жить неистощимыми глубинами, неиссякаемой новизной, бесконечным началом Самого Бога.
То, что не имело никогда начала, никогда не будет подвержено старению. Но с нами все происходит иначе. У нас было начало, и у нас будет конец. В быстротекущем потоке времени мы должны прилагать усилия, чтобы не пойти ко дну. Наша жизнь не может быть, как говорят святые отцы, первым и единственным мгновением без конца и без границ. Мы не можем войти в одну и ту же реку дважды. И мы не можем остаться теми же, когда снова входим в ту же реку.
Но разве в этом вся правда? Безначальное Начало, Слово, Которое было в начале и Которое есть Бог, и в Котором жизнь, — это Слово стало плотию. Став человеком, Он имеет начало, и Он приносит в этом начале безначальное начало, жизнь безмерную.
А теперь о смысле великопостного покаяния. Покаяться — значит, во-первых, увидеть, что я погибаю, что все безнадежно, что невозможно никому пересилить грех, как и смерть. И, во-вторых, — узнать, что есть бесконечно большая глубина, которая называется любовью — Бога к человеку и человека к Богу. Это и есть Благовещение.
Если мы живем со Христом, мы можем всегда «начать с нуля». Эта вечная новизна, которую Он несет в Себе, не пройдет никогда. Праздновать Благовещение — значит, всякий раз начинать свою жизнь сначала в Господе Иисусе Христе, обретая силу в Боге, даром Пречистой Его Матери.
Протоиерей Александр Шаргунов
7 апреля 2014 года
Добавить комментарий