Исповедание Христа
В неделю Всех святых
Сегодня завершаются службы Постной и Цветной Триоди — те богослужения, которые начинались с Недели о мытаре и фарисее, когда Церковь впервые пела: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Путь, который мы прошли до Святой Пасхи и далее до Вознесения и Пятидесятницы, завершается Неделей Всех святых.
Святая Церковь радостно свидетельствует, что есть в роде человеческом люди, которые ответили благодарной любовью на дар Божий. Все, что совершил Христос ради нашего спасения — Его пришествие в мир, Его Крестная смерть, схождение во ад, Воскресение, Божественное Вознесение и дар Духа Святого в Пятидесятнице, — оказалось ненапрасным.
Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что печать благородства личности всегда определяется способностью к благодарности. Многим дано было узнать, какую жизнь приносит Христос, какая вечная жизнь открывается им Воскресением Христовым, но не очень многие смогли после этого отдать всю свою жизнь Господу. И более того — если мы, несмотря на то, что совершил для нас Христос, и что получаем мы в храме Божием, остаемся прежними, обращенными лицом не к Богу, а к миру и греху, — мы лжесвидетельствуем о Боге, как будто у Него недостаточно силы, чтобы изменить мир, победить грех и смерть, владычествующие над нами.
Мы празднуем память всех святых, чтобы научиться жить. Святые дают образ того, как должен жить человек. Он должен жить в Боге, быть всецело обращенным к Нему, а не стоять к Нему спиной или боком, как стоит сейчас почти весь род человеческий. Благодарным лицом, исполненным любви и молитвы, должны мы быть обращены к Богу Живому, с готовностью идти за Ним до конца. Следовать по слову Его, куда бы Он ни шел, куда бы Он ни вел Свою Церковь, через любые скорби и испытания, потому что путь Церкви — это путь Христов. «В мире будете иметь скорбь, — говорит Господь, — но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Мы слышали сегодня в Евангелии слова: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным». Как можем мы исповедать Христа перед другими людьми? Прежде всего, чтобы слова наши имели силу, а не были просто какими-то красивыми словами, ничего не говорящими другим людям. Нужно так отвергнуться мира и так исповедовать Бога перед другими людьми, чтобы они действительно видели, что существует другая жизнь, и что для человека возможно преодолеть самые страшные грехи, так что сама смерть не явится уже безысходностью.
Мы призваны также к тому, чтобы раскрыть тайны нашей веры и учения, начиная с самого простого — стыда и совести, того, что понятно каждому, кто хочет сохранить в себе человеческое достоинство. Пока человек хранит совесть и стыд, он еще способен идти к большему свету. Но когда совесть будет уничтожена, к чему сейчас прилагаются все усилия врага рода человеческого, тогда наше исповедание Бога перед другими людьми будет напрасным.
И очень важно сохранить верность. Особенно в наши времена отступления. Мы живем во времена апостасии, о чем пророчески говорит апостол Павел, — то есть того самого отступления, при котором чем дальше живет мир, тем больше люди отвергаются нравственных и евангельских основ. Такого отступления, какое происходит сегодня на наших глазах в России и во всем мире, никогда еще не было в человеческом роде. Но в России враг особенно старается неистовствовать, потому что здесь — Православие. По этой же причине уничтожали православную Сербию. По этой же причине уничтожают сейчас Новороссию. Что еще можно к этому добавить? Мы видим, что враг торжествует, нагло идет дальше, занимая все новые позиции. «Тайна беззакония» раскрывается на последней глубине.
Некоторые спрашивают: «Для чего же служились молебны за Сербию? Для чего вы ходили с крестными ходами? Для чего вы молитесь о Новороссии сейчас? Столько молились — и ничего не достигли. Где же ваше Православие?» Так же говорили в 1917 году. Когда Церковь рушилась, когда враг все топтал и сжигал, она явила такую славу, какой еще не было в истории. Действительно, ни один народ не дал столько святых, сколько русский православный народ в годы этих страшных гонений. Таков закон: духовная крепость народа и каждого человека познается не тогда, когда он в благоденствии и счастье, а когда приходят тяжкие испытания.
Мы верим, что не напрасны были молитвы Церкви Христовой. Верим, что «сеющие слезами радостию пожнут» (Пс. 125, 5), и те, кто принял невинную смерть за Христа, тысячи православных людей в Сербии и Новороссии, не только увенчаны уже сегодня у Господа неизреченной радостью, но молятся о спасении душ наших.
Самое главное, чтобы мы во времена умножения торжествующего зла, когда впереди неизвестность, ничего утешительного во внешнем смысле не сулящая, помнили, что Господь не оставляет Своих верных. И мы тоже призываемся хранить Ему верность.
Сегодня мы услышим слово Божия утешения, и пусть каждый напишет это слово на своем сердце. «Знаю твои дела, — говорит Господь, — вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего… И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр. 3, 8—10). Господь сохранит нас от того предательского отступничества, от той гибели, которой будут преданы нераскаявшиеся люди. И те, кто сохранит верность Христу в страшные последние годины искушений, по словам святых отцов, прославятся больше, чем великие древние подвижники.
И если болит у нас сердце о наших близких — о нашей семье, о нашем народе, — будем знать, что только тогда мы можем открыть им путь к покаянию, ко Господу, ко спасению, когда сделаемся способными истинно исповедовать нашего Бога перед людьми.
Протоиерей Александр Шаргунов
15 июня 2014 года
Добавить комментарий